Ольга Двужилова
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей-инвалидов как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализации детей-инвалидов входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кроме того, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер, средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задачи и сущности процесса социализации.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и их семей.
Цель: организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей – инвалидов, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
– оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов;
– организация и проведение социального, педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
– активная поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Предмет: функциональность и конструктивность в детско-родительской коммуникации на примере диады родитель-ребенок-инвалид дошкольного возраста.
Объект: родители и их ребенок-инвалид.
Практическая значимость определяется тем, что данная работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями для организации психологической работы с детьми-инвалидами.
Структура программы
Реализация программы: на протяжении всего дошкольного возраста от 3до 7 лет.
Основные принципы.
-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
-принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Методические средства.
• Ролевые игры
• Решения проблемных ситуаций
• Коммуникативные игры
• Лекции, семинары
• Свободное и тематическое рисование
• Рассказывание из личного и коллективного опыта, анализ и сочинение историй и др.
Программа реализуется в 4 этапа:
1. Диагностика (проведение собраний, опросов и др. диагностических методик).
2. Поиск путей решения возникшей проблемы (индивидуальная, групповая работа).
3. Этап решения.
4. Оценка результатов.
Результативность оценивается при помощи диагностических методик (см. Приложение) в начале и в конце учебного года.
Обязательные условия организации встреч родителей и детей-инвалидов.
-создание условий для личностного общения друг с другом,
-обеспечение психологической безопасности путем безусловного принятия ребенка, безоценочности, стимулирования творческий проявлений, социально одобряемых способов самовыражения,
-стимулирование положительного самоощущения, накопления общих положительных переживаний.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание роли семьи и ее влияния на формирования личности ребенка-инвалида,
2. Повышение уровня знаний о состоянии развития детей-инвалидов, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе,
3. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком,
4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка-инвалида и изменения уровня родительских притязаний.