Юлия Алёшина
Перспективное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Подготовительная группа «А» 2022 – 2023 учебный год
№ п/п
Задачи
Содержание образовательной деятельности с детьми
Рекомендации к организации предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности с детьми
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя «До свидания лето! (День знаний)»
Социально-коммуникативное развитие
-Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям
- Формировать гендерную идентичность
Познавательное развитие
- Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам.
- Закрепление знаний детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя (кто и чему учит в школе, предметы, изучаемые в школе).
Речевое развитие
- Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта
- Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе, делиться впечатлениями, о том как провел лето.
- Развивать умение составлять рассказ о серии картин.
- Обогащать речь словами, обозначающими эмоции, чувства, переживания
- Формировать умение различать черты характера героев произведений, высказывать свое отношение к ним
Художественно-эстетическое развитие
- Учить детей рисовать природу: цветы, деревья, кусты, небо, облака и т. д. Закреплять умения рисовать фигуру человека, передавать форму одежды, форму и расположения частей тела, соотношение их по величине
Физическое развитие
- Развивать основные физические качества в подвижных играх
- Развивать ориентировку в собственном теле
- Развивать индивидуальные физические качества
- Дать знания об охране здоровья органов и систем организма
- Формировать гигиеническую культуру
- Воспитывать стремление беречь свой организм - проведение бесед об утренней погоде,
- заполнение календаря природы;
- проведение ситуативных разговоров о необходимости вести здоровый образ жизни «Режим дня»;
- проведение словесных игр «Полезно – вредно», «Как быть здоровым» и др. ;
- проведение дидактических игр «Угадай фигуру на ощупь», «Чего не стало», «Что изменилось» и др. ;
- использование образцов словесных формул речевого этикета (прощание, приветствие, просьбы, извинения);
- проведение лексических игр и упражнений на основе технологии ТРИЗ с целью активизации мыслительной и речевой деятельности;
- проведение упражнений на закрепление навыков звукового анализа слов;
- использование пословиц, образных выражений для обсуждения с детьми;
- проведение ситуативных разговоров «Школа», «Как вести себя в школе» и др. ;
- проведение ситуативных разговоров о ближайшем окружении детей;
- рассматривание школьных принадлежностей;
- организация работы с кроссвордами и ребусами по школьной тематике;
- изготовление атрибутов для игр «Школа», «Библиотека», «Детский сад»;
- проведение пальчиковой гимнастики;
- рассматривание картин, иллюстраций о лете;
- составление книги «Рассказы о лете» для малышей;
- проведение разговоров о правилах поведения в природе.
- организация сюжетно-ролевых игр «Школа», «Библиотека»;
- организация театрализованной деятельности;
Чтение художественной литературы по теме: Заучивание стихотворения А. Л. Барто «В школу», В. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Ступеньки», «Про репку»; В. Бианки «Маленькие рассказы»
«Познавательное развитие» – ФЦКМ
«День знаний» (Конспект)
Цели: Формировать представление детей о празднике «День знаний». Расширять представления детей о школе; познакомить со школьными принадлежностями; развивать речь, мышление, память детей; воспитывать интерес к учебной деятельности, к обучению в школе. Развивать умение поддерживать беседу. Помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.
1.«Познавательное развитие» – ФЭМП Сентябрь – Обследование детей
2.«Познавательное развитие» - ФЭМП Сентябрь – Обследование детей
1. Художественно-эстетическое развитие – Аппликация
«Листья» (Н. В. Дубровская - стр. 29)
Цели: Показать разные способы изображения листьев, правильно передавая их форму, строение и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции.
2. «Художественно – эстетическое развитие» - Рисование
«Листья» (Н. В. Дубровская - стр. 29)
Цели: Продолжать развивать образное восприятие, показать разные способы изображения листьев, правильно передавая их форму, строение, цвет и относительную величину. Закреплять умение располагать изображения по всему листу. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.
«Речевое развитие» - Развитие речи
Составление рассказа по картине «В школу»
(Ушакова - стр. 135)
Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа», «Библиотека»;
- материалы для самостоятельного рисования на прогулке мелом на асфальте, выкладывания изображений из камушков, для экспериментирования с бумагой (включая технику «оригами»);
- атрибуты для инсценировки стихотворения А. Л. Барто «Первый урок»;
- инструменты для самостоятельного музицирования;
- схемы, модели, алгоритмы построения монологических высказываний разных типов;
- схемы сервировки стола, правил поведения за столом и др.
- дорожные знаки;
- подборку фотографий «Мы в детском саду», «Мы ходили в школу»;
- книги для самостоятельного рассматривания и чтения (Э. Успенский «Чебурашка идет в школу», Ю. Мориц «,Первое сентября», С. Маршак «Первый день календаря», Л. Петрушевская «Сказка про Азбуку»);
Образовательная деятельность в семье
- совместно с ребенком составить режим дня и приобщать его к выполнению режима дня дома;
- проводить наблюдения за цветами, фруктами, обращать внимание на их многообразие, цвет, форму, закрепить названия;
- составить совместно с ребенком подборку рисунков, фотографий «Мой детский сад» для пополнения портфолио ребенка.
СЕНТЯБРЬ
2-я неделя «Я человек»
Социально-коммуникативное развитие
-Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям
- Формировать гендерную идентичность
Познавательное развитие
- Закрепить знания детей о частях тела
- Дать представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма
Речевое развитие
- Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта
- Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе
- Развивать умение составлять рассказ о серии картин
- Обогащать речь словами, обозначающими эмоции, чувства, переживания
- Формировать умение различать черты характера героев произведений, высказывать свое отношение к ним
Художественно-эстетическое развитие
- Учить рисовать фигуру человека, передавать форму одежды, форму и расположения частей тела, соотношение их по величине
Физическое развитие
- Развивать основные физические качества в подвижных играх
- Развивать ориентировку в собственном теле
- Развивать индивидуальные физические качества
- Закрепить знания детей о частях тела
- Дать знания об охране здоровья органов и систем организма
- Формировать гигиеническую культуру
- Воспитывать стремление беречь свой организм - Беседы по теме:
«Кто Я»
«Мы мальчики и девочки»
«Кому, какие дают имена»
«Как порадовать друга»
«Части тела»
«Гигиенические принадлежности»
«Кто такие взрослые люди»
«Мои эмоции»
«Земля – наш общий дом»
- Дидактическая игра «Что у тебя, а что у куклы?», «Мальчики и девочки», «На кого я похож», «Человек и животное», «Найди ошибку», «Собери портрет», «Весело-грустно».
- Загадки о строении тела человека
- Работа с картинками-фотографиями «Калейдоскоп эмоций»
- Развивающие ситуации, способствующие уточнению строения организма
- Сюжетно-ролевые игры с длительным сюжетом, с соединением нескольких сюжетов
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дом», «Больница», «Кабинет окулиста»
- Подвижные игры «Парный бег», «Замри», «Иголка и нитка»
- Подвижные игры с элементами соревнования
- Игровые упражнения «Как ты себя чувствуешь»
- Драматизации сказки «Заюшкина избушка»
- Просматривание альбомов о спорте, труде людей, в ходе которого отмечать красоту человеческого тела, движений и т. д.
- Чтение художественной литературы по теме: «Старушка» (обр. С. Маршака,
«Златовласка» Пер. с чеш. К. Паустовского, «Цветик-семицветик» В. Катаев,
«Жадина» Я. Аким, «О мальчиках и девочках», пословицы и поговорки о человеке.
- Развлечение «Богатырские забавы»
«Познавательное развитие» – ФЦКМ
«Кто такой человек» (О. А. Воронкевич - стр. 422)
Цели: Пополнить знания детей о том, кто такой человек, о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми. Развивать любознательность, желание как можно больше узнать о себе, о человеке. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
1. «Познавательное развитие» – ФЭМП Сентябрь - обследование детей
2.«Познавательное развитие» - ФЭМП Сентябрь – обследование детей
1. «Художественно - эстетическое развитие» – Лепка
«Во дворе» (Н. В. Дубровская - стр. 61)
Цель: Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека (детей во дворе) и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.). Учить лепить фигуру из целого куска глины. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.
2. Художественно-эстетическое развитие - Рисование
«Портрет мальчика или девочки» (Н. В. Дубровская - стр. 119, стр. 137)
Цель: Закреплять умение детей рисовать портрет человека, правильно передавая части лица, форму и пропорции. Учить изображать характерные особенности одежды. Закреплять умения детей закрашивать рисунок карандашами или красками.
«Речевое развитие» - Развитие речи
Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди»
(Н. В. Нищева - стр. 32)
Цель: Закреплять умения детей пересказывать небольшие тексы, развивать связную речь, мышление. Совершенствовать навыки анализа предложений. Совершенствовать умения разгадывать ребусы.
- Элементы костюмов к играм - драматизациям, атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- Альбомы с иллюстрациями «Человек и его организм», «Мое тело»
- Макет строения тела человека
- Энциклопедия «Организм как механизм»
- Подборка пословиц, поговорок, загадок по теме
- Материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации
- Плакаты о строении тела, функционировании систем организма
- Дидактический материал «Азбука эмоций»
- Выставка гигиенических принадлежностей
Образовательная деятельность в семье
- Составить родословную семьи
- Подготовить фото-коллаж «Мой день рождения»
- Семейный проект «История моего имени»
СЕНТЯБРЬ
3-я неделя «Лес. Грибы и лесные ягоды»
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать представления о пользе и вреде грибов и ягод. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
- Показать роль ягоды для здоровья человека.
Познавательное развитие
-Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах
- Продолжить знакомство с природой родного края.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие
Учить детей самостоятельно пересказывать текст передавать интонацией характеры персонажей, своё отношение к героям.
Художественно-эстетическое развитие
способствовать развитию умения подбирать цветовую гамму, составлять композицию.
Формировать навыки лепки по замыслу
- Упражнять в использовании комбинированных способов лепки
Физическое развитие
- Разучивать поворот по сигналу во время ходьбы в колонне по одному; упражнять в беге с перешагиванием через бруски; закрепить навык приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании; повторить перебрасывание мяча друг другу и переползании через препятствия.» Беседы с детьми: «Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов».
- Свободное общение: «Где растут грибы и ягоды?», «Какие грибы и ягоды я знаю», «Зачем грибы и ягоды в лесу?». «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
- Совместное изготовление макета осеннего леса.
- Рассказ воспитателя: «Разнообразие грибов и ягод», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Способы употребления грибов в пищу», «Правила поведения в лесу».
- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями грибов и ягод.
- Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу», «Как отличить двойника» - грибы, «Растение – какое оно?»
- Конструирование из природного материала
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес». Игровые ситуации: «Если ты оказался один в лесу», «Растение – какое оно?», «Вот они – грибы».
- Ручной труд: лепка фигурок грибов, ветки с ягодами, кусты - из бросового материла для создания макета «Осенний лес»
- Беседы и рассказы на темы: «Что такое безопасность?», «Коварные двойники», «Как не заблудиться в лесу?».
Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)». Игра: «Охотники и грибы».
Игра-забава «Достань грибок» - упражнять детей в прыжках в высоту с места, доставить детям радость от игры.
Чтение художественной литературы по теме: Стихотворение «Овощи» (Ю. Тувим) «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» А. К. Толстой, «Шумный Ба-Бах» Дж. Ривз, Стихи о ягодах и грибах, «Грибок – теремок» В. Сутеев
Загадки о грибах, ягодах.
«Познавательное развитие» – ФЦКМ
«Беседа о лесе» (Воронкевич стр. 376)
Цели: Закреплять умение классифицировать грибы и ягоды. Вспомнить с детьми название основных грибов и лесных ягод. Дать представления о том, что в природе все взаимосвязано (например: одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного). Расширять и активизировать словарный запас. Формировать умения подбирать родственные слова к словам гриб, ягода. Воспитывать желание беречь природу, заботливо относиться к растениям леса.
1. «Познавательное развитие» – ФЭМП
Сентябрь – закрепление пройденного материала.
2.«Познавательное развитие» - ФЭМП
Сентябрь – закрепление пройденного материала.
1. Художественно-эстетическое развитие – Аппликация
«Осенний лес»
(Н. В. Дубровская - стр. 51)
Цели: Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой, овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять не сложную красивую композицию.
2.«Художественно - эстетическое развитие» - Рисование
«Осенний лес»
(Н. В. Дубровская - стр. 51)
Цели: Показать разные способы изображения кроны деревьев (контур, «пятно», акцентировать внимание на натуре, силуэтном изображении листьев. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество детей. Учить детей анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
«Речевое развитие» - Развитие речи
Рассматривание натюрморта Е. Зуева «Дары лесов»
(Н. В. Нищева - стр. 116)
Цели: Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Книги для чтения и рассматривания: Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик», Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».
- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
- «Путешествие в лес»: макеты деревьев, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ягод, мох, листья деревьев, корзинки, палочки, жёлуди, каштаны ленточки – «тропинки», и т. п.
- Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин.
- Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Образовательная деятельность в семье
-Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».
-Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».
-Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес», совместная работа с использованием природного материала: «Осенний лес».
СЕНТЯБРЬ
4-я неделя «Овощи, фрукты»
Социально-коммуникативное развитие
- Систематизировать знания об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод
- Знакомить с правилами обращения с кухонной техникой
- Воспитывать уважение к труду в саду, на полях, в огороде
Познавательное развитие
- Уточнить названия, отличительные признаки и качества овощей, фруктов, ягод
- Ознакомить с пользой свежих и консервированных овощей, фруктов и ягод, их значением и влиянием для здоровья человека
Речевое развитие
- Закреплять навыки использования обобщающих понятий (овощи, фрукты, ягоды)
- Совершенствовать навыки монологического высказывания
- Учить составлять описательные монологические высказывания с использованием схем, моделей, алгоритмов
Художественно-эстетическое развитие
- Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка
- Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить комбинировать разные виды бумаги
- Познакомить с натюрмортом
- Учить рассматривать репродукции картин, составлять натюрморт, передавать характерные особенности овощей, фруктов, ягод
- Формировать навыки лепки по замыслу
- Упражнять в использовании комбинированных способов лепки
Физическое развитие
- Развивать навыки здорового образа жизни, правильного питания
- Организация двигательной активности
- Формировать физические качества выносливость, ловкость при работе на огороде
- Развитие навыков закаливания, самомассажа - Беседы по теме:
«Польза овощей», «Польза фруктов»
«Все ли полезно»
«Польза витаминов»
«Труд фермеров»
- Проблемная ситуация
«Как сохранить пользу овощей, фруктов»
«Где живут витамины?»
- Ситуативный разговор
«Лекарственные и ядовитые растения»
«Правила безопасного поведения на огороде, в фруктовом саду»
- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Магазин фруктов»
- Рассказ воспитателя о блюдах из овощей, из фруктов.
- Рассказ воспитателя «Таблетки растут на грядке»
-Драматизация сказки «Вершки и корешки»
- Рассматривание и обговаривание схем приготовления овощных салатов, фруктовых салатов и соков
- Составление описательного рассказа на тему «Овощи», «Фрукты» (по схеме, по алгоритму)
- Рассматривание иллюстраций, картин на тему: «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая фруктов»
- Придумывание загадок про овощи, про фрукты
- Проведение дидактических игр «Угадай на вкус», «Что сначала, что потом (семечко-росток-цветок-плод)»
- Чтение художественной литературы по теме
- Заучивание м. ф. ф. «Уж я колышки тешу…»,«Косточка» Л. Толстой.
«Овощи» Ю. Тувим, Загадки, Стихи об овощах и фруктах
-Творческое задание «Сочини сказку об овощах», «Сочини сказку о фруктах».
- Выставка «С поля едет урожай»
- Изготовление поделок для выставки из овощей, фруктов и природного материала
- Создание книги «Лекарственные растения Урала»
- Совместное приготовление овощного салата, фруктового салата
- Пословицы о труде
- Труд на участке – работа на цветнике и огороде, сбор урожая на огороде, в саду
- Наблюдения за сбором урожая, за трудом детей и взрослых на огороде
- Подвижные игры «Собери урожай», «Огуречик, огуречик»
- Совместная деятельность по подготовке к зиме грядок на огороде детского сада.
«Познавательное развитие» – ФЦКМ
«Овощи, фрукты»
(О. А. Воронкевич - стр. 198)
Цели:
- Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности).
- Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, а в саду – садоводы)
- Развивать умение ребят сравнивать, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания – сад, огород).
- Сформировать представление о плоде и семени, ввести модели плода и семени.
1. «Познавательное развитие» – ФЭМП
Н. В. Нищева Сентябрь, 4-я неделя
(Конспект 1 – стр. 17)
Цель: Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10, навыки счета на слух, навыки соотнесения числа и цифры. Закрепление знаний о составе числа (числа 7, 8, 9). Формирование умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Совершенствование временных представлений (формирование умения называть месяцы осени).
2. «Познавательное развитие» – ФЭМП
Н. В. Нищева Сентябрь, 4-я неделя
(Закрепить Конспект 1 – стр. 17)
Цель: Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, навыки счета на слух, навыки соотнесения числа и цифры. Закрепление знаний о составе числа (числа 7, 8, 9). Формирование умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Совершенствование временных представлений (формирование умения называть месяцы осени).
1.«Художественно - эстетическое развитие» - Лепка
«Богатый урожай»
(Д. Н. Колдина - стр. 16)
Цель: Закреплять знакомые детям приёмы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание, прищипывание, вытягивание, соединение деталей. Продолжать учить передавать с помощью лепки характерные признаки предметов. Систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах. Развивать мелкую моторику, воображение, эстетический вкус.
2. «Художественно-эстетическое развитие» – Рисование
«Дары осени»
(Н. В. Дубровская - стр. 56)
Цель: На примере стилизованных образов фруктов, овощей познакомить с понятиями «контур», «силуэт», учить передавать в изображении выразительность линией, цветом, формой.
«Речевое развитие» - Развитие речи
Составление рассказа по картине В. М. Каратая «Уборка урожая»
(Н. В. Нищева - стр. 37)
Цель: Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже) - Муляжи, иллюстрации овощей
- Схемы приготовления овощных салатов и соков
- Плакаты «Правила безопасного поведения на огороде»
- Плакаты об осторожном обращении с кухонной техникой, садовым инвентарем
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- Тематические книги, раскраски по теме.
- Схемы, модели для самостоятельного составления описательных рассказов
- Выставка книг, посвященная овощам
- Альбомы, открытки, картины, фотографии о сельском труде, уборке урожая
- Вставка овощей и поделок из природного материала
-Подборка пословиц, поговорок, загадок по теме
Образовательная деятельность в семье
- Принять активное участие в изготовлении поделок из овощей и фруктов к выставке
- Посетить выставку цветов и плодов
- Совместно с ребенком приготовить салат (овощной, фруктовый)
- Прогуляться в парк, собрать природный материал для изготовления работ на «Осеннюю ярмарку»
- Почитать сказку «Чиполино», посмотреть мультфильм
- Привлекать детей к посильному участию в работе на даче