Светлана Рыжкова
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введение новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). В них подчеркиваетя, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Немаловажную роль в формировании готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводится немного времени.
Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать, поэтому важно приучать детей любое начатое дело доводить до конца.
Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.
Не следует забывать о том, что успешность обучения в школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.
На основе изученной литературы нами было выдвинуто предположение о том, что система совместной работы семьи и дошкольного учреждения по формированию готовности детей к школьному обучению позволит эффективно сформировать готовность к школе.
Исходя из тезиса Д. Б. Эльконина о том, что один из главных аспектов готовности к школе – это сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, в основу своего исследования мы положили уровень сформированности предпосылок учебной деятельности:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
- умение работать по образцу.
Полученные результаты предварительного анкетирования и тестирования детей позволяют сделать вывод о преимущественном преобладании среднего и низкого уровней сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.
Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи в процессе формирования готовности детей к школьному обучению включало два направления: работа с детьми и работа с родителями.
По первому направлению нами была организована «Школа будущего первоклассника», имевшая целью формирование у детей предпосылок учебно-познавательной деятельности, развитие любознательности, самостоятельности, активности.
Содержание работы составили занятия по математике, развитию речи, подготовке руки к письму, художественной деятельности, игры и упражнения с дидактическим материалом, коммуникативный тренинг, игроритмика. B работе с дошкольниками мы использовали приемы развивающего обучения, предложенные Д. Б. Элькониным: необычное начало занятий, «дух открытий» на занятии, поддержание ощущения успешности и т. д.
По второму направлению работы мы организовали семейный клуб «Школа для родителей будущего первоклассника» с целью повышения педагогической компетентности родителей будущих первоклассников. Тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Широкое применение получили коллективные формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе : родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные «Дни открытых дверей», на которых мы знакомили родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе. Большое внимание мы уделяли индивидуальным формам работы с родителями : анкетирование, тематические консультации и беседы.
В рамках «Школы для родителей будущего первоклассника» мы организовали с родителями обсуждение следующих важных вопросов: психологическая готовность детей к школе, содержание физической готовности, эмоционально-волевая готовность, развитие мелкой моторики, речевое развитие, условия успешной адаптации к школе и др.
Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы : совестная деятельность семьи и ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствовала: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого-педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
Таким образом, система совместной работы семьи и ДОУ по формированию готовности к школьному обучению позволит эффективно сформировать готовность детей к школе.
Дальнейшую работу мы решили начать с более раннего возраста и организовали на базе МБДОУ консультативный центр «Мир детства».
Цель - активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, привлечение родителей неорганизованных детей.
Центр включает в себя три направления работы с детьми и их родителями по проблемам подготовки детей к школьному обучению :
- Клуб «Мамина школа» – адаптационные мероприятия для детей и их родителей (начиная с 2-х летнего возраста);
- Логопункт «Говорю правильно» - логопедическая помощь детям с проблемами в развитии речи (с 5 лет) работа со специалистом;
- «Школа для родителей будущих первоклассников» - психолого-педагогической поддержки родителей будущих первоклассников (5-7 лет).