Анастасия Киселёва
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения и особенности развития, в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
Необходимо учитывать, что пол ребенка влияет на развитие мотивационной готовности к школьному обучению. Особые трудности возникают у детей с задержкой психического развития.
Публикация «Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поступлении в школу зачастую учитываются показатели познавательных процессов, объем определенных знаний, навыков и умений. Гендерный подход в данном случае не менее важен, хотя и относится к одной из наименее разработанных проблем в отечественных исследованиях.
В процессе анализа научных трудов Т. В. Бендас, И. В. Грошева, В. Д. Еремеевой, Е. Н. Каменской, И. С. Клециной, И. С. Кона, И. П. Шелухиной, Л. В. Штылевой были выделены следующие гендерные особенности детей дошкольного возраста.
Гендерные особенности в интеллектуальной сфере:
Мальчики — уступают в восприятии пространства, цветов, различении их оттенков. Превосходят в восприятии времени. Предметы воспринимают как целое, мало обращают внимание на детали. Предпочитают искать логическое обоснование всему. Зрительно-пространственные и математические способности выше. Мыслят нестандартно. Размышления на более высоком уровне обобщения. Речь менее связная. Хорошо передают последовательность событий, используют глаголы, слова, обозначающие действия. Любят экспериментировать со словом. При выполнении заданий на внимание ориентированы на точность работы. Ускорение темпа работы на внимание вызывает снижение точности. Наблюдательность выше, хуже удерживают в памяти заученное. Стремятся понять, а не заучить. Скорость запоминания медленнее. Период запоминания дольше.
Девочки — превосходят в восприятии пространства, цветов, в различении их оттенков. Переоценивают временные интервалы. Восприятие более детализированно. Мышление алгоритмическое, конкретное. Изобретательность ниже. Предпочитают анализировать, а не обобщать. Лучше решают речевые задачи. Склонны к предметно-оценочной речи, используют имена существительные, имена прилагательные, обращения, утверждения. Речь более связная. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше используют собственных формулировок. Речь описательная с большим количеством подробностей. Обращают внимание на конкретные, близкие и понятные предметы и явления непосредственного окружения. Переключаемость внимания выше. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. Скорость запоминания выше, период запоминания короче.
Гендерные различия в эмоционально-волевой сфере:
Мальчики — более рациональны, менее импульсивны. Спокойно относятся к похвалам и порицаниям. Их труднее растрогать, рассмешить или заставить плакать. Менее самолюбивы и обидчивы. Реагирую прежде всего на содержание и справедливость замечания. Произвольность процессов и действий выше. Стресс обучения переживается глубже.
Девочки — более эмоциональны, импульсивны. Болезненно переживают допущенные нарушения норм, принятых в их социальной группе. Легко расстраиваются. Зависят от настроения. Более самолюбивы и обидчивы. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Интуитивное понимание эмоционального состояния других, сами нуждаются в эмоциональной поддержке. Переносят оценки деятельности на личные отношения.
Гендерные различия в мотивационной сфере :
Мальчики — при несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно. Обучаются менее успешно.
Девочки — при несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более конформны, внушаемы, дисциплинированны. Обучаются более успешно.
Гендерные различия в коммуникативной сфере:
Мальчики — нет выраженного желания заботиться о ком-либо. Хорошо ориентируется в новой, непривычной обстановке. Легче приспосабливаются к обстоятельствам. Им важнее что-то делать, чем просто общаться. Обычно не склонны обращаться к взрослому как арбитру, реже жалуются. Уступают в дисциплине. Часто общаться хотят с отцом, а поддержку ищут у матери.
Девочки — склонны к попечительской деятельности. Любят нянчать, ухаживать, проявлять заботу. Чаще критикуют, наставляют, поучают младших. Без помощи взрослого деятельность в новых условиях носит деструктивный характер. Чувствительны к похвале. Более чувствительны к межличностным отношениям. Нередко спорят между собой. В случаях затруднений и конфликтов склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к старшим с просьбами и жалобами.
На основе выше сказанного было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 176» города Саратова. Экспериментальную выборку составили 2 группы детей. 1 группа - мальчики с задержкой психического развития в возрасте 6 лет в количестве 7 человек, 2 группа — девочки с задержкой психического развития в возрасте 6 лет в количестве 7 человек.
Целью исследования стало изучение особенностей гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с ЗПР. Диагностический инструментарий составили методики - «Диагностическая беседа» Т. В. Ермишкиной и «Методика исследования мотивации учения» М. Р. Гинзбурга.
По проведении диагностических мероприятий детям присваивался один из трех уровней: высокий средний или низкий. Их интерпретация представлена ниже.
Высокий уровень – имеют дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений о школе (сформированы понятия, дети понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.
Средний уровень – ограниченные представления о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т. д.) другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе.
Низкий уровень – имеют дети, которые имеют весьма ограниченное представление о школе. У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес, положительные эмоции к познавательным задачам.
Результаты диагностического исследования по первой методики «Диагностическая беседа» Т. В. Ермишкиной с первой группой детей показали у мальчиков с задержкой психического развития преобладает низкий уровень мотивационной готовности, его показали 4 человека, средний уровень был выявлен у 2 мальчиков и всего у 1 ребенка — высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. По итогам той же методики в группе девочек было обнаружено
преобладание среднего уровня мотивационной готовности — 3 человека, 2 девочки показали низкий и 2 — высокий уровни мотивационной готовности к школьному обучению.
Анализируя полученные результаты можно сказать, что у мальчиков мотивационная готовность сформирована слабее, чем у девочек. Среди мальчиков с задержкой психического развития было выявленно 4 ребенка с низким уровнем мотивационной готовности и узкими представлениями о школе. В группе девочек преобладает средний уровень мотивационной готовности. Такой уровень был выявлен у 3 человек. Это говорит о том, что девочки с задержкой психического развития имеют более широкий круг представлений о школе и более сформированную внутреннюю позицию школьника, чем у мальчиков с задержкой психического развития.
В проведении исследований по второй методике - «Методике исследования мотивации учения М. Р. Гинзбурга» так же принимали участие две группы детей. В первую вошли мальчики с задержкой психического развития, во вторую — девочки с задержкой психического развития.
В результате исследования было выявлено преобладание тех или иных мотивов у дошкольников.
1. Внешний мотив – преобладает у тех детей, которые хотят пойти в школу только лишь по одной причине – так им сказала мама.
2. Учебный мотив – преобладает у детей, которых привлекает сам процесс учения, это полезно и интересно. Им нравится выполнять школьные задания и делать уроки.
3. Позиционный мотив – выражен у детей, которые представляют обучение в школе как частичку взрослого мира. Раз он пойдет в школу, то он станет совсем большим, он будет школьником.
4. Социальный мотив – прослеживается у детей, которые считают, что обучение в школе просто необходимо, ведь если он не будет учиться,то в будущем не сможет кем-то стать. А получив образование, перед ним будут открыты все двери.
5. Оценочный мотив – встречается у детей, для которых самым важным в учении становится оценка. Главное получить не знания, а пятерку.
6. Игровой мотив – выражен у детей, для которых школа – это такая игра. Там много ребят, с ними можно веселиться. Там интересно.
Данная методика показала, что у мальчиков с задержкой психического развития преобладает внешний мотив, он встретился у 4 человек и у 3-их мы выявили игровой мотив. Другие мотивы в данной группе детей не встречались.
При проведении данной методики в группе девочек с задержкой психического развития было замечено, что у 2-их детей ярко выражен позиционный мотив, у 2-их - социальный, у 1 девочки преобладал внешний мотив, так же 1 показала оценочный мотив и 1 девочка — игровой.
В результате данной методики было выявлено, что у мальчиков с задержкой психического развития преобладают внешний и игровой мотивы остальные мотивы совсем отсутствуют. У девочек с задержкой психического развития того же возраста на первый план выступают социальный и позиционный, но так же встречаются внешний, игровой и оценочный. Таким образом мы видим, что все компоненты мотивационной готовности недостаточно сформированы у детей обоих групп, но у девочек они все же находятся на более высоком уровне. При поступлении в школу они столкнутся с меньшими трудностями в адаптации, обучении и общении.