Алиса Девятко
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально подготовлены к этому серьезному событию и могли безболезненно влиться в школьную жизнь.
Родители ребенка – первые и самые важные его воспитатели. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно через специальные игры и упражнения значительно повысить психологическую готовность к школьному обучению.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Что же такое «Психологическая готовность к школьному обучению»?
Прежде всего, у ребенка должно быть искреннее устойчивое желание идти в школу. Мы говорим о сформированности зрелой учебно-познавательной мотивации. К сожалению, далеко не все дети правильно мотивированы: одни идут в школу, потому что там у них будет много друзей, других ребят привлекает яркий портфель и школьные принадлежности, третьи уверенны, что будут учиться только на пятерки. Как показывает практика, даже дети с высоким интеллектом часто бывают неуспешными, так как у них не сформирована внутренняя позиция школьника.
Кроме того, у ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника. Перешагнув порог школы, с первой минуты ребенок вступает в активное взаимодействие со сверстниками, учителями, ему необходимо придерживаться определенных правил и выполнять различные требования. Однако не все дети могут мирно сосуществовать, так как не умеют регулировать свое поведение. Необходимо учить детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции, плаксивость, излишнюю стеснительность и т. д. Задача родителей помочь своему ребенку понять негативные проявления его характера, вырабатывать оптимальный стиль поведения в разных ситуациях, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. д.
Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка. Будущий ученик должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Развивая крупную моторику, необходимо учить ребенка ходить прямо и твердо, бегать, прыгать, ползать, подниматься и спускаться по гимнастической лестнице, прыгать через скакалку, точно кидать и ловить мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Развитию мелкой моторики кистей рук способствуют лепка, рисование, плетение, конструирование, изготовление различных поделок и т. д.
И, пожалуй, самое главное условие школьного обучения – это определенный уровень умственной зрелости ребенка. У дошкольника должны быть развиты следующие познавательные психические процессы:
- восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени;
- память слуховая и зрительная. Особое внимание необходимо уделять развитию произвольной (образной) памяти (учить ребенка самым простым приемам запоминания: создание образов, о которых идет речь, рисование пиктограмм, выделение главных и второстепенных деталей);
- внимание (от сосредоточенности, устойчивости, произвольности и объема внимания зависит учебная успешность ребенка);
- воображение (наиболее важный психический процесс в развитии ребенка, так как помогает ребенку выйти за пределы конкретной ситуации, способствует лучшему познанию окружающего мира, помогает представить результат предстоящей деятельности и лежит в основе творчества ребенка);
- мышление образное и словесно-логическое (образные представления помогают ребенку понять схему, условие задачи, выделить существенные свойства предмета; ребенок способен рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и т. д.);
- развитие речи (к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен четко и внятно произносить все звуки родного языка, говорить выразительно, не торопясь, у него должны быть развиты фонематический слух, грамматическая и связная монологическая речь, словарный запас должен соответствовать возрасту).
Ребенок дошкольного возраста открыт для общения и познания окружающего мира. Родителям необходимо понять своего ребенка и помочь ему реализовать все свои способности и возможности.
Уважаемые родители, не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, а учение будет для него радостью.
1. Занимаясь с ребенком, не допускайте, чтобы он скучал. Если ребенку весело учиться, он лучше усваивает материал. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Вспомните золотое правило – «Повторение – мать учения!» Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности, и, напротив, не занижайте требования.
5. Занимаясь с ребенком, придерживайтесь определенного режима. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте деятельность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. При проведении занятий по подготовке к школе выбирайте игровые методы и формы. Помните, что ваш ребенок все таки дошкольник и ему, в силу возраста, тяжело воспринимать строго регламентированную деятельность.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его результат, даже самый незначительный. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
9. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как каторжный труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Это поможет вам лучше узнать своего ребенка и подружиться с ним.