Ирина Васильевна Мазурова
Консультация «Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период очень труден для детей. Наблюдение физиологов, педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Публикация «Консультация „Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального – волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к само регуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения постановленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация. Поэтому понятие «готовности ребёнка к школе» - комплексное многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Основу адаптивного образования составляют следующие принципы: развивающего обучения; доступности; систематичности и последовательности; наглядности; активности детей в усвоении и применении знаний; индивидуального подхода к детям.
Преемственность – целостный и непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, а с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно – воспитательной работы.
Поступление ребенка в школу – очень сложный период,как для ребенка, так и для родителей. Поэтому необходимо организовать эффективное взаимодействие с семьей на этапе подготовки детей к школе, которое строится на основе:
Установления доверительных отношений с родителями;
Открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
Совместного вхождения в проблемы общения с ребенком;
Организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в датском саду;
Обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.
Использование традиционных форм взаимодействия с родителями (групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, не всегда учитывают особенности современной ситуации развития и не всегда способствуют реальному повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, согласованию общих педагогических целей, поскольку предполагают активную позицию членов семей при взаимодействии.
Удачно зарекомендовали себя нетрадиционные формы сотрудничества:
Индивидуальное консультирование;
Тематические консультации, которые проводят различные специалисты;
Родительские гостиные;
Совместные выставки и вернисажи творческих работ детей, родителей и педагогов.
Анализируя научные исследования по этому вопросу, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
• Ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;
• Использовать вариативные формы и методы образования родителей;
• Развивать родительскую рефлексию, делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
• Учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия;
• Объединять, консолидируя их в процессе образования;
• Использовать возможности параллельного образовательного процесса в системе «родители – дети»
Роль детских видов деятельности в подготовке детей к школе велика. Основной вид деятельности ребенка – игра. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. От развития и характера игр ребенка во многом зависит от него всестороннее развитие и умственная активность. Игра для ребенка не забава, а серьезная, требующая иногда напряжения всех его умственных, нравственных и физических сил деятельности. Играя, ребенок развивается физически, умственно, в играх совершенствуются его нравственные качества, воспитывается эстетический вкус. В игре он познает окружающее, приобретает коллективные навыки, различные умения. Игра способствует формированию умения подчинять свое поведение определенным правилам, требованиям игры, довести задуманное до конца, самостоятельно выбрать пути осуществления замысла.
Огромное влияние на ребенка оказывает трудовая деятельность, так как она повышает общее развитие детей. Труд способствует повышению общей работоспособности и выносливости организма, у ребенка развивается сила, ловкость, совершенствуются движения. Трудовая деятельность способствует формированию таких качеств, как воля, внимание, сосредоточенность, сообразительность, умение ставить и достигать цели, творческая фантазия, смекалка.
Большие возможности изобразительная деятельность представляет в подготовке детей к обучению в школе, формировании у них умения и желания учиться. Отражая в своем творчестве разнообразные предметы и явления, дети уточняют и расширяют свои представления об окружающей действительности, приобретают новые знания. В процессе разнообразной изобразительной деятельности развивается рука ребенка, глазомер, координация движений, умение ориентироваться, соотносить предметы в пространстве, формируются нравственные качества.
Учебная деятельность ребенка – это усвоение знаний, умений и навыков, способов действий. Она протекает под руководством воспитателя. Значение учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее дети приобретают такие важные будущему школьнику качества, как организованность, умение контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течение всего знания.
В процессе труда, игры и других видов деятельности детей происходит приобретение и закрепление знаний, а также развитие психических процессов и способностей, без которых невозможно усешно обучение в школе.