светлана кравцова
Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: "Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения"
Добрый вечер, уважаемые родители!
Как вы думаете, что главное для ребенка при поступлении в школу? (Ответы).
Публикация «Родительское собрание „Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности.
Процитирую психолога В. С. Мухину: "Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!".
Задача педагогов детского сада и ваша, уважаемые родители, заключается в том, чтобы, подготовить детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие.
Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах, а в соответствии с логикой их психического развития- мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе и окружающим.
Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе. К ним относятся:
здоровье и физическое развитие,
эмоциональное благополучие,
позитивная мотивация к учению,
сформированность психических процессов,
речевое развитие,
произвольность поведения,
готовность руки к письму.
Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
К ним относятся: личностная, мотивационная и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность к школе включает :
принятие новой социальной позиции,
позитивное отношение самому себе,
объективность самооценки,
произвольное управление своим поведение,
гибкое владение способами установления взаимоотношений
эмоциональная устойчивость.
Мотивационная готовность к школе включает :
позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
развитие познавательных критериев, любознательности,
развитие желания ходить в школу.
Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
Социальные - основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
Учебно-познавательные - интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
Оценочные - стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
Позиционные- связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
Внешние по отношению к школе и учению-("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
Игровые- неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Возможные пути решения проблем :
1. Расскажите ребенку, что значит быть школьником.
2. Учите культуре общения с окружающими, поощряйте хорошие манеры поведения, доброжелательность, употребления вежливых слов.
3. Расскажите ребенку поучительный случай из своей жизни.
4. Старайтесь быть образцом поведения для своего ребенка.
5. В нестандартных жизненных ситуациях для ребенка побуждайте его сохранять спокойствие, вести себя естественно.
6. Учите выражать свои просьбы и желания словами в общении со взрослыми и детьми.
7. Поощряйте игры со сверстниками и играйте сами. Не теряйте чувства юмора.
8. Приучайте жить в коллективе (считаться с интересами других, не ссориться по пустякам, согласовывать действия с другими).
9. Ежедневно приучайте ребенка к самостоятельности :
- самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки;
- повесить свою одежду в шкаф;
- принести почту;
- позвонить папе на работу и т. д.
10. На примере анализа одного дня помогайте ребенку установить связь между поступками и их последствиями.
11. Предъявляйте единство требований со стороны всех членов семьи.
12. Не следует ставить перед ребенком заведомо не выполнимых задач.
Например: "Ты обещаешь мне не драться в д/с, в школе и не бегать", а
вести себя тихо и спокойно".
13. Не пытайтесь использовать слова угрозы нереалистичного характера ("уши оторву, вызову полицию").
14. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
И в завершении нашей встречи еще раз повторю, что самое главное для ребенка- быть здоровым, сообразительным, раскрепощенным и активным!
Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!