Наталья Адаева
Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это закладывает фундамент в развитии здорового поколения в будущем.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.
Положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно достичь при тесном эффективном сотрудничестве педагогов с семьей.
Цель – привлечение родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогической культуры родителей;
2. Поддержать их в уверенности в собственных педагогических возможностях;
3. Организовать проведение совместных спортивных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Работу с родителями можно условно разделить на три части.
I часть. Установление доверительных деловых контактов со взрослыми, участвующими в процессе воспитания, анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры родителей
Для этого можно использовать:
анкеты, тесты
беседы
родительские собрания
посещение ребенка на дому с целью знакомства с жизнью семьи, ее интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребенка
II часть. Формирование установки на сотрудничество, привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в физическом воспитании ребенка
ознакомление родителей с результатами тестирования
консультации, рекомендации
выставки (фото, рисунки)
альбомы с рассказами о физическом воспитании детей
привлечение родителей к изучению необходимой литературы, программ (информационные стенды, памятки, буклеты, ширмы)
создание игротеки
служба доверия
предоставление возможности наблюдать ребенка в НОД, праздниках, развлечениях
привлекать к оказанию помощи в подготовке спортивных мероприятиях ( например: участие в судействе соревнований)
III часть. Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности
Взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа.
Родители, относящиеся ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребенка.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. Для установления сотрудничества со взрослыми I и II групп использовать методы формирования установки на сотрудничество, привлечения родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышения их компетентности в физическом воспитании ребенка.
Для третьей группы - организация совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ и семьи :
• Организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка»
• Оформление альбомов с рассказами о физическом воспитании детей в семье
• Организация конкурсов на спортивные п/и
• Совместная НОД по физическому развитию.
Отличительная особенность ее в том, что взрослые становятся индивидуальными тренерами для своего ребенка. В вводной части можно использовать танцевальные движения. В основной части родители могут выполнять упражнения вместе с детьми, заниматься во время игр на тренажерах, следят за правильным выполнением упражнений, страхуют детей. В заключительной части вместе выполняют упражнения на дыхание, расслабление.
• Физкультурные праздники, развлечения, досуги
Такие праздники укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют, гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им)
• Соревнования
Проводятся совместно с родителями между воспитанниками одной или нескольких групп. Родители поддерживают детей, своим поведением показывают, что готовы радоваться успехам ребенка, посочувствовать в случае неудачи, и это способствует развитию у ребенка уверенности в себе, самоуважения, чувства собственного достоинства.
• Туристические походы
Совместно с родителями разрабатывается маршрут, длительность похода. При выборе маршрута следует учитывать возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия, согласовывать с медицинским работником. Каждый поход имеет сюрпризный момент, в конце итог в виде рисунков, фотоальбомов и д. р.
• Семейный практикум на темы «Помоги мне научиться», «Поиграй со мной» и другие.
• Круглый стол
• Дни здоровья
• Школа для родителей
• Вечера вопросов и ответов
• Дни открытых дверей
• Участие родителей в семинарах, на собраниях
• Подбор литературы для выпуска газеты
• Творческие задания (изображение родового древа со спортивными увлечениями предков, разработка семейного кодекса, герба или эмблемы, отражающие какое спортивное увлечение занимает важное место в семье)
• Педагогическая гостиная.
Помощь в проведении и организации оказывает журнал, охватывающий разные темы. Каждый выпуск журнала готовиться заранее, ориентируясь на запросы, потребности родителей, а также особенности семейного воспитания. В такие встречи обязательно включены выступления детей, фрагменты НОД.
• Родительские вечера, тренинги, ринги,
Прекрасно сплачивают родительский коллектив родительские вечера. Темы могут быть следующие: «Праздники нашей семьи», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Создаем свой дом», «Фотографии нашего детства», «Любимая игра нашей семьи». Такие темы позволяют не только высказать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться и взять на вооружение в свой воспитательский арсенал.
Родительский тренинг - активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье и понимают необходимость приобретения новых знаний о воспитании ребенка.
Родительский ринг способствует общению родителей и формированию родительского коллектива. Полезность таких встреч состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
• Семейный клуб
Основные направления:
- совместные лектории, теоретические и практические семинары педагогов и родителей
- семейный фитнес
- пропаганда здорового образа жизни
- совместная физкультурно-досуговая деятельность детей, родителей и педагогов.
Следовательно, совместная деятельность детей и взрослых полезна и необходима.
Родители могут увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру методов и приемов воспитания.
Они постепенно убеждаются, что их участие в организации и проведении совместных спортивных мероприятиях важно для здоровья их ребенка.
Способствует эмоциональному сближению взрослых (родителей, педагогов) с детьми
Улучшает состояние здоровья детей
Родители приобретают двигательный опыт и теоретические знания при совместной двигательной деятельности.
Взрослые члены семьи учатся рационально и правильно использовать свободное время для активного отдыха.
Список литературы:
1. Занозина А. Е., Гришанина С. Е. Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. М., 2008.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
3. Журнал «Инструктор по физкультуре» №1,2,3, 2010.
Воспитатель: Адаева Н. А.