Наталья Киселева
Выступление «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных приемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему Развитие мелкой моторики через нетрадиционные приемы.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает собеседнику жестами и, наоборот, себе, непроизвольно высовывая язык.
Публикация «Выступление „Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных приемов“» размещена в разделах
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, массаж с помощью мячика Су-джок. Использование природного материала: шишек, орехов, круп, семян растений, песка, камней. Применение различных бытовых предметов: прищепок, решеток, щеток, расчесок, бигуди, карандашей, резинок для волос и многое другое.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Простой предмет домашнего обихода, который можно легко превратить в замечательную развивающую игрушку – обычная хозяйственная пластмассовая прищепка.
1. Их можно использовать для самомассажа подушечек пальцев (проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой). Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец,
а мышь.
(Смена рук.)
Но я же играю с тобою,
Малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш!»
2. Прикреплять прищепки к любым картинкам, добавление недостающих деталей. (Ежику, кактусу – иголки, солнцу – лучи, тучам – дождинки).
У ежа, у кактуса и елки
Очень колкие иголки.
3. Можно провести игру «Поможем маме»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка, даем ему несколько бельевых прищепок, тазик с кукольной одеждой. На каждый ударный слог ребенок развешивает «белье», цепляет прищепку к веревке, сопровождая движения словами:
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить.
На прищепки зацепить.
Или
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
4. Игра «Разговор животных»
В этой игре дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
• Также можно использовать пробки от пластиковых бутылок.
1. Две пробки кладем на столе резьбой вверх – это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по «шагу» на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
2. Игра «Составление фигур из пробок». Дети выкладывают по образцу, самостоятельно по представлению разные фигуры: машину, цветок, неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии.
Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию мелкой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-джок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду шарик я катать.
По ладошке прокачу,
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю,
И, ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу,
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Можно делать массаж пальцев эластичным кольцом.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Можно поиграть в игру с эластичным кольцом
«Перстенек».
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
назад возвратился.
Надеваем и снимаем кольцо на большой палец, указательный, средний,
безымянный, и на мизинец.
Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома, вместо кольца использовать резинку для волос.
Также можно использовать решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеточкам, стараясь делать шаги на каждый слог. «Ходить» можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Использовать можно вкладыш от шоколадных конфет или пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами.
Пальцы, как пчелы,
летают по сотам
И в каждую входят
с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем
нам до весны,
Чтобы не снились
голодные сны?
Можно использовать игры- шнуровки как фабричного производства, так и выполненные своими руками, при помощи дырокола.
Чтобы кисти рук ребенка приобрели хорошую подвижность, гибкость, полезно использовать игры с сыпучими материалами. Насыпаем в небольшую емкость фасоль, крышки от пластиковых бутылок, песок и т. д. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
Также ребенок ищет на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Можно предложить детям выложить рисунок из фасоли по контуру или самостоятельно.
Перебирать крупу, сортировать семена, используя пинцет.
Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Можно предложить детям пинцет. Происходит развитие осязания и мелких движений пальчиков рук.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Можно предложить Болты и гайки. Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
Упражнение «Помпоны и пинцет». Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочку для льда.
Для игры ребенку можно дать круглую расческу-щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Также можно использовать зубочистку. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.
Игра с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Можно перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого и т. д.
Упражнение с пипеткой.
Для этого упражнения понадобится пипетка и небольшие емкости с водой. Дети пипеткой переливают воду в форму для льда.
И так, что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.