Ирина Новикова
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
Развивающие :
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Воспитывающие:
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Цель:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Подготовительный: Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Изучение современных педагогических технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
Практическая деятельность:
Курсы повышения квалификации,
Изучение психолого – педагогической литературы:
Создание в группе художественно-эстетической развивающей предметно- пространственной среды.
Прогностический:
Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов:
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)
Практическая деятельность:
1. Разработка перспективного плана организации образовательной деятельности области «Художественно – эстетическое развитие» по использованию нетрадиционных способов рисования.
2. Разработка серии конспектов занятий по развитию мелкой моторики посредством художественно – творческой деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики
Практический:
Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.
Исследовательская работа (применение выбранной технологии для организации образовательной деятельности с детьми).
Практическая деятельность:
1 Внедрение ФГОС ДО.
2. Использование серии конспектов занятий в организации образовательной деятельности с детьми по развитию мелкой моторики посредством художественно – творческой деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
3 Выставка в родительском уголке дидактических пособий на тему: "Игры, способствующие развитию мелкой моторики".
4. Оформление информационного стенда для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
5. Выставки детских творческих работ в родительском уголке.
6. Размещение рекомендаций для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей посредством художественно – творческой деятельности» в сети интернет в Контакте группы «Жемчужинка».
7. Посещение мастер-класса по конструированию из бумаги «Чудесное превращение бумажного листа» в ресурсном центре ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж».
8. Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Красота русского валенка».
9. Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Новогодняя елочка».
10. Участие в смотре-конкурсе «Лучшее Новогоднее оформление» (присвоение
I места).
Рефлексивный:Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы в сети интернет на портале «MAAM.RU».
Диагностика практических умений и навыков воспитанников группы.
Практическая деятельность:
1. Мастер-класс для молодых педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».
2. Консультация для воспитателей по теме
самообразования "Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование".
3. Выставка пособий. наглядного материала, дидактических игр для родителей.
4. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
5. Отчёт по теме самообразования на педсовете «Художественно-эстетическое развитие ребенка через изобразительное искусство»
6. Аттестация
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования и развитие мелкой моторики у детей.