Получи документы

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»

Олеся Шлапакова
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала и оборудования;

Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

Оборудование: песок для лепки, песок цветной, клей пва, ножницы, шаблоны, кисточки, салфетки, мягкий пластик, двусторонний скотч, пластилин, прищепки, шнуровки, развивающие модули, пинцеты, пипетки, заготовка шаблон аквариума.

Раздаточный материал: песок для лепки, песок цветной, клей пва, ножницы, шаблоны, кисточки, салфетки, мягкий пластик, двусторонний скотч, пластилин, прищепки, шнуровки, развивающие модули, пинцеты, пипетки.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Теоретическая часть

Одним из принципов положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Дошкольный возраст является периодом, особенно благоприятным для развития речи. Работа по развитию речи тесно связана с развитием мелкой моторики руки.

Следуя, ФГОС ДО сегодня большое внимание уделяется здоровесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать, и обогатить здоровье детей. Тема нашего мастер–класса «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»»

Человек – это очень сложный механизм, в котором все взаимосвязано. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук влияют на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

Ведь недаром известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Чем искусней ребенок работает руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь кончики пальцев – это неиссякаемый источник творческой мысли, «питания» человеческого мозга.»

Определив одно из основных направлений в работе, я стараюсь создать своим воспитанникам такие условия, построить с ними такие развивающие отношения, которые бы расширяли их мир, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, и, конечно же сохраняли, поддерживали и обогащали как физическое так и психологическое здоровье детей.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить их я буду начинать, а вы продолжайте.

«Мастер … на все руки»

«Золотые …руки»

«Положа руку… на сердце»

«Обеими руками …«за»

«Своя рука… – владыка»

«Чужими руками… жар загребать»

«Руки … не оттуда растут»

«Как рукой …. сняло»

«Рукой… подать»

«Руками … развести»

«Руки … опускаются»

Итак, перед собой я поставила цель: создание в группе условий для развития мелкой моторики руки своих воспитанников.

Давайте с вами поиграем (раздаются карточки группе людей с вопросами и предлагается за 2 мин. дать ответ)

Вопросы:

Как вы думаете, что такое моторика?

Моторика– это….

(Крупная моторика – это …. совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.)

Что такое мелкая моторика?

(Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.)

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Какие методы развития мелкой моторики вы знаете и используете?

ИТОГ: Методы развития мелкой моторики достаточно условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);

• Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;

Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином,, водой, рисование мелками, углём и т. д. ;

Как вы думаете? В какую группу методов относятся: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ; (Предметная деятельность).

• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д.

Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Но больший интерес у меня вызвали нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

Какие нетрадиционным методам развития мелкой моторики вы знаете?

• все нетрадиционные художественные техники : простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;

• теневой и пальчиковый театр;

• Су-Джок терапия;

• пескотерапия;

• криотерапия;

• иглотерапия.

Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с методами развития мелкой моторики, которые мною были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Я стараюсь подбирать новые игры и упражнения, разнообразить материал, ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку.

Мне хочется рассказать вам о всех видах своей деятельности, но в связи с ограниченным временем, остановлюсь на более интересных на мой взгляд.

1. Пальчиковые игры и пальчиковый театр.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети массируют ладони, обогащают свой словарный запас, с удовольствием принимают участие в инсценировках кукольного, пальчикового театра. Пальчиковые упражнения мы используем в динамических паузах на ООД.

Подробно останавливаться не буду, т. к. все применяют их на практике.

Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами и материалами

Игры с прищепками, скрепками, зажимами, крабиками.

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Предлагаю воспитателям взять прищепки и поиграть

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

3. Очень интересно детям «приделывать иголки» из скрепок ежу, вырезанному из картона и т. д.

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

Игры – шнуровки, бусины, развивающие модули.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли, перловой крупы).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, шишки, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

Помимо всех перечисленных приемов и методов большое место отвожу художественно-творческим. Мы лепим, клеем, рисуем, используя разнообразные материалы: мы ведем работу с тестом-пластилином, разноцветными помпонами, мягким пластилином, массой для лепки, цветным песком для лепки и для создания композиций, прорезиненной бумагой, мягким пластикой, цветной бумажной мозайкой, пластилином-шариками и др. В приобретении разнообразного материала для творческих работ нам неоценимую помощь оказывают родители, понимая, что занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, но и развивают моторику кистей рук.

Я вам сегодня предлагаю проявить свое творчество в создании коллективной работы на тему : «Подводный мир». Перед вами макет подводного мира - аквариум. Он - пустой, давайте с вами заселим его подводными растениями и обитателями. 3 группы. У каждой группы будет свое задание. Я предлагаю вам оставить состав групп, который есть, т. к. вы сплатились, настроились на работу и понимаете друг друга. 1 группе я предлагаю изобразить водоросли и морские растения при помощи мягкого пластилина и теста-пластилина, 2 и 3 группы- будет создавать морских обитателей используя для этого разнообразный материал: 2- группа будет работать с цветным песком, 3- с разноцветными помпонами и мягким пластиком, цветной мозайкой. Вам необходимо разукрасить силуэты подводных обитателей, используя предложенный материал, а затем поместить их в наш аквариум. Вы согласны.

Прежде, чем приступить к заданию, давайте сделаем массаж карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, и творить потом пойду.

Предлагаю нашим педагогом приступить к работе.

Посмотрите, какие воспитатели у нас творческие люди, каких интересных и необычных обитателей они смогли придумать.

Вам понравилось, вы получили удовольствие от выполнения данной работы? В заключение я вам предлагаю немного отдохнуть.

Закройте глаза, расслабьтесь. Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите немного своего сердечного света и тепла.

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу и подарить им небольшие буклеты, игры из которых лягут в основу картотеки по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников. Я надеюсь, что сегодня каждый увидел что-то для себя интересное и полезное, и мой опыт работы вы с удовольствием используете в своей деятельности.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр»Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга Мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 18:02
+129Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Шлапакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД