Дилором Раупова
Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями, для повышения их педагогической компетенции проводила в различных формах :
Месяц Мероприятия
Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье»
Октябрь «Что такое творческие способности и как их развивать?»
Ноябрь Совместная выставка рисунков «Сказочный мир» (нетрадиционные техники рисования»)
Декабрь Создание творческого детско – родительского проекта. «В мире сказок»
Публикация «Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками»
Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»
Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков)
Апрель Развлечение «Путешествие в страну Рисовальнию»
Май Конкурс рисунка на асфальте
Планирование работы по повышению компетентности педагогов
Дата проведения
Форма взаимодействия с родителями
Тема
Сентябрь
Консультация «Развитие творческих способностей в разных возрастных группах»
Октябрь Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками»
Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей»
Декабрь Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки»
Январь Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»
Февраль Мастер-класс «Корабль цветов» «Корабль цветов»
Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования»
Март Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»
Апрель Взаимопосещение педагогами занятия по изобразительной деятельности. Комплексные занятия по изобразительной деятельности
Май Выставка рисунков «Рисуем вместе»
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей нетрадиционной техники рисования. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Полученные результаты в 2014 – 2015 г. свидетельствуют о том, что:
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
В начале года из 19 детей группы показали уровень развития творческих способностей : - никто из детей не показал очень высокий уровень;
- 12 детей(63%) - показали средний уровень, придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии
- 8 детей (37%) - показали низкий уровень развития творческих способностей, нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия.
В конце года произошли изменения: - 14детей (74%) - показали высокий уровеньразвития творческих способностей, придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины; - средний уровень - показали – 8 детей(42%) - низкий уровень развития творческих способностей – нет
В результате мои воспитанники участвовали в городских конкурсах рисунков: «Каравай – хлеб родного города», «Зимушка хрустальная» МБДОУ Детский сад №30, Международный конкурс детского творчества «Краски», «Книгочеи – 2015г.», Клубном семейном формировании «Содружество» - «Мой папа», получили дипломы участия.
Результаты работы с детьми, педагогами и родителями:
Дети (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :
Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы, способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.
Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов;
Проявляют интерес к творческому экспериментированию;
Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;
Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.
Родители:
Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;
Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах
Педагоги:
Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили «Центр творчества»
Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками;
Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы :
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.
3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Приложение 2
Анкета
«Поговорим о творчестве»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Мы ищем таланты» нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим за сотрудничество.
1) Как вы считаете, творческие способности есть у каждого человека?
А. Да, конечно.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Нет, не у каждого.
2) Есть ли творческие способности у вашего ребёнка? Какие?
А. Да, есть (указать, какие).
Б. Возможно, есть, но пока не проявились.
3) Может ли семья помочь в развитии творческих способностей ребёнка?
А. Да, конечно.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Не может, это должны делать специалисты.
4) Какую помощь может оказать детский сад в развитии творческих способностей ребёнка?
А. Консультативную.
Б. Организовать кружки и секции.
В. Ваш вариант ответа.
5) На что должна обращать внимание семья при развитии способностей ребёнка?
А. На рекомендации педагогов.
Б. Советы родных и знакомых.
В. Желание самого ребёнка.
Г. Модные тенденции в развитии детей.
Д. Другой вариант ответа.
6) Часто ли вы вместе с ребёнком занимаетесь творческими видами деятельности?
А. Да, очень часто.
Б. Редко, потому что мало свободного времени.
В. Не занимаюсь, потому что считаю, что у моего ребёнка нет творческих способностей.
7) Откуда вы получаете информацию о развитии творческих способностей детей?
А. Из Интернета.
Б. В детском саду от воспитателей.
В. Из литературы.
Г. От знакомых.
Д. Другой вариант ответа.
8) Какие творческие способности есть у вас лично?
9) Помогали вам родители развивать ваши способности?
Обработка результатов анкетирования.
Анализ результатов поможет воспитателям определить:
1) Какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребёнка.
2) Какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребёнку в развитии творческих способностей.
3) Каков уровень готовности родителей к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.
4) Существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого потенциала ребёнка.
Приложение 3
«Нетрадиционные техники рисования»
Рисование штрихом
Этот приём рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т. д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть
образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
Рисование музыки
Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Рисование нитками
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному ребёнком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.
Граттаж
Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Батик
Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.