Ирина Ежова
Проектная деятельность — средство развития познавательной активности и творческого мышления в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на
выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.
Темочки:
Приоритетным направлением в развитии познавательных процессов в дошкольном возрасте является проектно - исследовательская деятельность, которая позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
Актуальность в том, что изменение цели образования влечет за собой изменения содержания образования, то есть формы образовательного процесса, а также педагогические технологии. В процессе использования в образовательной программе проектную деятельность выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, находить и синтезировать полученную информацию, развивать творческие, познавательные способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.
Применяя проектно – тематическое обучение дошкольников, у ребенка развиваются такие способности, обладая которыми, выпускник детского сада оказывается более приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проект позволяет педагогу, ребенку и его родителям работать как партнеры.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно - поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Выдвинутые противоречие и проблемы обуславливают создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Для достижения цели определены следующие задачи:
создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; -развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
приобщать родителей к творческой работе.
Проектная деятельность включала интеграцию различных видов детской деятельности : игровую,
познавательную,
исследовательскую,
музыкальную,
изобразительную
продуктивную.
Работа над проектами начинается с модели «трёх вопросов» или так называемого «мозгового штурма»
Что знаю об этом?
Что хочу узнать?
Как буду узнавать?
Дети выполняют это с огромным эмоциональным и творческим энтузиазмом. Задача педагога заключается- не предлагать свои варианты решения, уйти от традиционного и привычного действия по заданному образцу, а успевать обобщать, выделять главное, реальное и интересное.
Второй этап работы над проектами – это сбор копилки. Она может быть, как информационной, так и материальной.
Работая над проектом, дети собирают познавательную копилку, в которую входят (иллюстрации, открытки, загадки, художественная и познавательная литература). Родители принимают активное участие в сборе копилки.
По окончанию большой и самой интересной работы наступает третий самый творческий этап – создание продукта. Дети совместно с родителями принимают участие в защите проекта
Важным и значимым для детей этапом в работе над проектом является презентация результатов, которая имеет большую значимость для социального развития ребнка.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность выступить каждому, отметить наиболее интересный опыт. Презентация проектов проходит и на традиционном ежегодном фестивале детских проектов внутри дошкольного учреждения. Совместная работа над проектами стимулирует познавательную активность детей, объединяет родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к продолжению исследовательской деятельности.
Проектный метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, дети учатся самостоятельному поиску информации, происходит развитие общих способностей детей -познавательных, коммуникативных. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей. Обогащается речь детей, пополняется словарный запас. Обогащается содержание игровой деятельности, укрепляются детско-родительские отношения.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.