Киреева Татьяна
Презентация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Стараясь придерживаться слов восточного мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Строю всю работу именно так:
Ведь дошкольники — прирожденные исследователи. Тому подтверждение-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И моя задача — не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно поощрять.
Публикация «Презентация „Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижения предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения.
В процессе экспериментирования мои дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот в этом заключается основа моей работы.
Для результативной и качественной работы в данном направлении разработала следующую систему:
Во-первых: распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по четырем направлениям:
живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде;
неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук;
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
мы и космос: планета Земля и ее богатства, природа космоса.
Во-вторых, разработала критерии, необходимые при выборе темы экспериментирования:
тема должна быть увлекательной и интересной;
ставить выполнимые задачи, решение которых принесет реальную пользу участникам исследования;
и, обязательно, в теме должна присутствовать оригинальность, неожиданность и необычность.
В-третьих, поставила задачи, решаемые в процессе экспериментальной деятельности:
учить детей видеть и выделять проблемы эксперимента;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
обогатить активный словарь.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении создала предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория «Почемучки».
Основное оборудование лаборатории:
приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разного объема и формы, пипетки, колбы, мерные ложки. Резиновые груши, шприцы (без игл);
природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, мох, семена и т. д.
Подручный материал: кусочки проволоки, кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сито, свечи и т. д.
Используя следующие приемы, я всегда понимаю, что взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет моим малышам проявлять собственную исследовательскую активность.
Эффективной формой работы являются предоставленные мной проекты и мини-проекты.
Мини-проект «Экспериментирование с воздухом»: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка». Эти эксперименты давали детям знание о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, проделать с его помощью ряд действий.
Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды. «Вижу-не-вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Буря в стакане воды», «Помощница-вода».
Мини-проект «Экспериментирование с песком» дает детям возможность выделить для себя новые свойства песка. «Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Ветер в пустыне».
Результаты мониторинга показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
развитие исследовательских умений и навыков детей;
обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы;
появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения.
Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».