Ляйсан Усманова
Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование выбора темы.
В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Использование проектной деятельности будет способствовать активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя. Его мир – он «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, который окружает ребенка в данный момент. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Проекты, проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-адекватное вовлечение семей в образовательный процесс;
- взаимодействие со специалистами ДОУ, с социумом.
Определившись с темой, была сформулирована цель:
Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Создание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей, творческого мышления, воображения;
формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
Подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, пришли к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности более конкретно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Для детей же младшего дошкольного возраста мало методики и методических рекомендаций включения в проектную деятельность. Адаптировав имеющиеся методики, весь учебный год был запланирован в виде нескольких проектов. Некоторые из них включали в себя краткосрочные и мини-проекты (длительностью один день). Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, план взаимодействия с родителями воспитанников, картотеки игр, опытов, циклы бесед и наблюдений.
3. Изучение методической литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : «Мозаика-Синтез», 2008.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : «Центр педагогического образования», 2013.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. – М. : «Школьная пресса», 2010 .
5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М. : «АРКТИ», 2003.
7. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
8. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : «Линка-Пресс», 1997 .
9. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: «Учитель», 2011.
Поиск материалов в Интернете:
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
4. Способы практического применения теоретического материала.
Первым проектом стал проект «Осень, осень, в гости просим!» Цель проекта : ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе, выделять отличительные особенности осеннего периода от других сезонов, а также способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.
Методы проекта :
Наглядные: наблюдения, экскурсии, фотографии, картины, книги, и т. д.
Словесные: Беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры
Итоговое мероприятие: изготовление сезонного дерева.
Проект «Моя семья»
Цель: Формирование у детей понятие «Семья», воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
- Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
-. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
- Развивать партнёрские отношения с семьями воспитанников.
Проект «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Цель: Познакомить детей с общенародным праздником - Новый год и его традициями.
Задачи:
Формировать познавательный интерес к празднику.
Познакомить с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.
Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Для реализации проекта «Домашние животные – наши друзья» были использованы следующие формы работы: игра - драматизация "Кошкин дом", инсценировка сказки «Лиса и заяц», игровые упражнения: "Составь животное", "Дорисуй животное", дидактические игры : «Назови животное», "Кто, где живет?", "Где, чей домик?", "Животное домашнее или дикое?", "Угадай, кто спрятался?", «Назови детёныша», «Кто как кричит?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Назови ласково», «Кто, где находится?», сюжетно-ролевые игры: «Семья. Сюжет: у нас появился котёнок», «Семья. Сюжет: на прогулке с собачкой», «На ферме. Сюжет: кто живёт на ферме?»; беседы: «Почему люди разводят домашних животных», «Как животные разговаривают», «Животные приносят пользу», «Не трогай незнакомых животных!», «Не обижай животных!», «Интересные факты о животных», «Что мы знаем о домашних животных»; рассматривание альбомов «Домашние животные», «На ферме», «Домашние птицы», просмотр презентации «Домашние животные», видеопросмотр «Как ухаживать за животными»,
5. Способы отслеживания результатов работы по теме. В результате проектной деятельности дети овладели различными знаниями и умениями; у них развит познавательный интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Работа над проектом помогла расширить перспективы развития поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности детей, положила начало формирования ответственного и бережного отношения детей к окружающей среде. Работая над проектами, у детей систематизировались знания о домашних животных, о временах года, о семье, о здоровье и ЗОЖ, сформированы элементарные представления о безопасности, о ПДД.
На родительском собрании родители воспитанников были проинформированы о проектном методе, довели до сведения темы предстоящих проектов. Родители вместе с нами приняли активное участие в осуществлении данных проектов : были организованы выставки, совместная образовательная деятельность, развлечения. Для родителей были разработаны и проведены консультации, выданы памятки по различным темам: «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка», «Домашние животные – наши друзья» и т. д.
Проектная деятельность помогла поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Опыт учебного года показал, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей. Поэтому в дальнейшей работе работа над проектным методом будет продолжена, будут разработаны новые увлекательные проекты для детей.