Ольга Зиновьева
Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе. Акцент на необходимость развития игры детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и развития в начальной общей школе, а основным принципом ФГОС дошкольного образования является: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. В последнее время термин «коммуникативные навыки» является синонимом коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя умение применять на практике нормы и способы общения, владение этикетом, знание традиций и обычаев социальной среды, свободное владение коммуникативными средствами.
Публикация «Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Изучение работ отечественных и зарубежных педагогов показало ведущую роль коммуникативных навыков в социализации детей. Ни интеллектуальное благополучие, ни успешное физическое развитие не влияют на популярность ребенка так, как развитие его коммуникативных навыков. В последнее время на этот процесс огромное влияние оказывает не только микросоциум, но и мега факторы. На фоне трансформации современного российского общества все более заметна тенденция подмены непосредственного интимно – личностного общения, виртуальным. Еще некоторое время назад данная проблема не затрагивала детей дошкольного возраста. К тому же достаточно ярко проявляется контраст между спешностью усвоения бытовых правил и правил общения. Навыки общения требуют не только волевых усилий от дошкольника, но и ситуативной сообразности их применения. Развитие коммуникативных навыков определяется способностью ребенка удовлетворять коммуникативные потребности сверстников.
Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно - потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.
Опыт первых отношений ребенка со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие его личности. Первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Дошкольники находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Это взаимодействие опосредованно совместной деятельностью. Как показывают труды отечественных ученых, развитие личности ребенка происходит вместе с совершенствованием и сменой ведущих видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра. Основным фоном развития коммуникативных навыков в данной возрастной категории является именно игра.
Таким образом, актуальность исследования коммуникативной навыков определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека. Актуальность данной темы определяется тем, что условия развития ребенка - дошкольника существенно отличаются от роста и развития личности на других возрастных этапах. Развитие коммуникативных навыков никогда больше не происходит столь стремительно как в данный период.
Недооценивать значение развития коммуникативных навыков нельзя, поскольку отсутствие элементарных умений взаимодействия приводит к формированию низкой самооценки, повышению уровня тревожности, агрессивности как черты личности, нарушает процесс формирования гармонично развитой личности. Именно развитие грамотного взаимодействия является приоритетным направлением обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Мы, взрослые, нередко проходим стороной мимо коммуникативных проблем ребенка или же сами создаем их для него - нам с ними и работать.