Валентина Шкундина
Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Хрусталик»
Выступление на VI зональных педагогических чтениях
(лаборатория педагогов дошкольного образования)
Тема:
«Экспериментирование – как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
Подготовила
воспитатель первой категории
Шкундина В. П.
с. Первомайский
2018г.
“Умейте открыть перед ребенком
Публикация «Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал”
В. А. Сухомлинский
Слайд 2
Слайд. 3 Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Слайд 4: ФГОС ДО, особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Слайд 5: Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Слайд 6: Основная цель экспериментальной деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Слайд 7: Задачи:
- Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
- Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно - исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
Учитывая все выше сказанное, чтобы развить познавательный интерес, я выбрала экспериментирование.
Слайд 8: Для реализации поставленных задач было необходимо:
- создать условия - зона экспериментирования
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
Слайд 9: сотрудничать с родителями.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Слайд 10. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, веществами. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов –песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Слайд 11: Познавательный интерес ребенка развивается процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «звенящая вода», «что растворяется в воде?».
Слайд 12. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
Слайд 13-14: Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- у нас есть вдох и выдох.
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- бывает ли воздуху холодно?
- вдунь шарик в бутылку.
- может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Слайд 15: Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком, камнями.
- песчаный конус (течения песка)
- свойства насеянного песка.
- свойство мокрого песка.
- песочные часы.
- своды и тоннели.
Слайд 16. Очень нравятся опыты с магнитами.
Слайд 17. Для того чтобы показать зависимость роста растений от внешних факторов, использовали проект-эксперимент, наблюдения за ростом лука, опыт «Нужен ли растениям снег зимой», дети зарисовывали алгоритм и результаты.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Слайд 18: Считаю, что благодаря проведенной работе получим желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации. “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”. (ФГОС ДО путкт. 4.6)
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Список литературы:
1. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста : Практ. пос. для воспит. дет. садов [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель».
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2015.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].