Папки-передвижки

Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС

Валентина Шкундина
Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Хрусталик»

Выступление на VI зональных педагогических чтениях

(лаборатория педагогов дошкольного образования)

Тема:

«Экспериментирование – как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»

Подготовила

воспитатель первой категории

Шкундина В. П.

с. Первомайский

2018г.

“Умейте открыть перед ребенком

Публикация «Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что он узнал”

В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Слайд. 3 Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Слайд 4: ФГОС ДО, особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Слайд 5: Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Слайд 6: Основная цель экспериментальной деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Слайд 7: Задачи:

- Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

- Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

- Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно - исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

- Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

Учитывая все выше сказанное, чтобы развить познавательный интерес, я выбрала экспериментирование.

Слайд 8: Для реализации поставленных задач было необходимо:

- создать условия - зона экспериментирования

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

Слайд 9: сотрудничать с родителями.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Слайд 10. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, веществами. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов –песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Слайд 11: Познавательный интерес ребенка развивается процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «звенящая вода», «что растворяется в воде?».

Слайд 12. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

Слайд 13-14: Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

- сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Слайд 15: Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком, камнями.

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Слайд 16. Очень нравятся опыты с магнитами.

Слайд 17. Для того чтобы показать зависимость роста растений от внешних факторов, использовали проект-эксперимент, наблюдения за ростом лука, опыт «Нужен ли растениям снег зимой», дети зарисовывали алгоритм и результаты.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Слайд 18: Считаю, что благодаря проведенной работе получим желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации. “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”. (ФГОС ДО путкт. 4.6)

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Список литературы:

1. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста : Практ. пос. для воспит. дет. садов [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель».

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2015.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема мероприятия: «Родной край люби и знай» Сотрудники библиотеки подготовили в холле выставку о наших знаменитых земляках. А так же презентацию.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте» Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Презентация «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО. Выполнила: Королева Людмила Германовна Воспитатель первой.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 20:57
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шкундина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД