Ирина Иткина
Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Программа самообразования на 2018-2019г.
воспитателя Иткиной Ирины Владимировны
Тема:
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности
детей 4-5 лет»
г. Сергач
2018г.
Актуальность выбранной темы.
Публикация «Программа самообразования „Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, которое направленно на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Одним из требований к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО) является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на разрешение проблемной ситуации и создание творческого продукта.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• изучить методики, технологии по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности;
• определить наиболее приемлемую форму введения метода проектов в образовательном процессе группы;
• проанализировать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО;
• привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
• обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Мероприятие Задачи Содержание работы Литература Сроки Ожидаемый результат
Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы Изучение нормативной документации по проблеме • Изучение нормативных документов
• Изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.
• Составление перспективного плана, направленного на решение проблемы. 1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013г.
2. Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014, №4. Сентябрь 2018 - октябрь 2018
Ноябрь 2018
Составление перспективного плана проектной деятельности в средней группе
Введение метода проектов в образовательный процесс группы Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии • Изучение методики технологии проектирования педагогов
• Проведение цикла мини проектов с детьми средней группы.
• Привлечение родителей к организации проектов в группе.
• Освещение данной темы на своем сайте. 1. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. Декабрь 2018
Январь -май 2019
В течение года
Презентация для педагогов ДОУ «Многообразность использования метода проектов»
Публикации собственного опыта педагогической деятельности на МААМ
Обобщение педагогического опыта по проблеме Формирование и закрепление профессиональных знаний, умений в систематизации содержания работы. • Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
1. Проектная деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
2. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Штанько И. В. Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101. Май 2019
Отчет о проделанной работе
Распространение педагогического опыта по данной теме Ознакомление педагогов с опытом работы по изученному вопросу • Обобщение опыта на заседании педагогического совета ДОУ
• Обобщение опыта на персональном сайте, Международном образовательном портале MAAM.RU
Май 2019
Презентация для педагогов ДОУ «Многообразие использования метода проектов»
Публикации на интернет-портале
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
Методическая литература
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013г.
2. Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014, №4.
3. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
4. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
5. Проектная деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
6. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Штанько И. В. Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Периодические издания
1. Акулич, А. Технология проектной деятельности в педагогическом процессе // Дошкольное образование (ПС). – 2013. - № 2. – С. 18-19
2. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей// Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28
3. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27
4. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47
5. Лопатина, О. Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад. – 2013. - № 2. – С. 28-30
6. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118
7. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104
Электронные ресурсы
1. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
2. https://www.maam.ru/obrazovanie/proekty-tvorcheskie
3. https://www.maam.ru/obrazovanie/proekty
4. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
5. https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost
6. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/10/20/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v