Екатерина Русских
Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста
Выступление на семинаре для воспитателей Тема: Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста
Введение
Речь – это основа человеческого разума, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей.
Публикация «Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1 Часть. Что такое связная речь, типы и значение связной речи
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
• Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чём – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
• Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалог по стилю в основном разговорная речь.
Значение развития связной речи :
1. дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
2. развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).
3. выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
4. овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
2 Часть. Особенности развития связной речи у детей второй группы раннего возраста.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности. Ребенок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи-либо высказывания – словом определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации. Постепенно начинают рассказывать об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого.
3 Часть. Формы и направления работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста
В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью, в том числе связной :
• обучение на занятиях
• развитие речи детей в повседневной жизни.
Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Дети 2–3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п., и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).
Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. п.
Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.
Речь воспитателя – это образец для подражания детям. Она должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
В группах раннего возраста следующие направления работы для развития связной речи :
1. Развиваем понимание речи. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
2. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
3. Развиваем звукоподражания, работаем над звуками речи.
Помните, что предмет сначала называем словом, и только после этого произносим звукоподражание, восклицание, «лепетное» слово. Например, рассматривая с ребенком картинку, сначала мы говорим:
«Это паровозик. Паровозик едет, гудит: У-У-У!»
«Это насос. Возьми в руки насос! Он свистит: С-С-С!»
«Это пчела. Она жужжит: «Ж-Ж-Ж!»
4. Накапливаем глагольный словарь. Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии. Например, слово – действие «идёт». Вы с малышом смотрите в окно и проговариваете происходящее на улице. «Смотри, дядя ИДЁТ. Вот тётя ИДЁТ. Собачка ИДЁТ!» и так далее. На следующий день возьмите для изучения другое слово – действие. Во время прогулки понаблюдайте за всеми, кто «бежит» : Собачка БЕЖИТ! Мальчик БЕЖИТ. Дядя за автобусом БЕЖИТ! Пусть в ваших фразах будет больше эмоций, малышу легче будет запомнить новое слово. Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии.
Это основные направления работы по развитию связной речи, но кроме того мы активно работаем над развитием речевого дыхания.
В заключение еще раз хочется сказать о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Дидактические игры для развития связной речи в группе раннего возраста.
1) Где Петрушка?
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.
Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.
2) Кто как кричит
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки (игрушки) с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры:
- Вспомните, как говорит поросенок
- Хрю – хрю
- Как говорит котенок?
- Мяукает? И т. д.
3) Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
4) «Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход игры: Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит показать, как гудит самолет. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
Литература:
1. https://www.pdou.ru/categories/9/articles/3229
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 96с.