Наталия Зелионко
Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным возрастом. В этот возрастной период начинается новый и очень важный этап развития дошкольника – этап становления личности ребенка. Какие же психологические особенности свойственны детям в этом возрасте?
Публикация «Выступление на родительском собрании „Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Первая и особенно важная отличительная особенность данного возраста – это высокая двигательная активность детей. Дошкольник пятого года жизни испытывает острую потребность в движении. Ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». А в случае неудовлетворения этой потребности и ограничения активной двигательной деятельности дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными. Поэтому особенно важно в этот период наладить разумный двигательный режим детей и насытить их жизнь разнообразными подвижными играми и физическими упражнениями. Эмоционально окрашенная активная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста.
Следующей психологической особенностью детей среднего возраста является высокая коммуникативная активность. На пятом году жизни активно проявляется стремление ребенка к общению с другими детьми. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом взрослого и игрушек, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. В этом возрасте сверстник становится очень значим и интересен. Дети сообща играют и трудятся, увлеченно совместно рисуют и лепят, ссорятся и мирятся, охотно помогают друг другу в трудных ситуациях.
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения в коллективе. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы детей взрослым (педагогу, родителям) о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование взрослых. Взрослый часто расценивает такие жалобы ребенка как «ябедничество». Между тем такое поведение ребенка свидетельствует о том, что ему важно получить от взрослого авторитетное подтверждение правильности своего мнения о правилах поведения в обществе.
Так же обязательно нужно отметить, что дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении и со сверстниками и с взрослыми. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. В среднем возрасте чаще, чем в других возрастах проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Феномен данного возраста – повышенная обидчивость.
Еще одна особенность детей среднего возраста – высокая познавательная активность, любознательность, которая заставляет их постоянно задавать вопросы взрослым обо всем, что они видят вокруг. Возраст 4 - 5 лет – возраст «почемучек».
Доброжелательное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
Следующая психологическая особенность среднего возраста – бурное развитие воображения, фантазий. Ребенок живет в мире сказок, волшебства, выдуманных им историй. И как следствие этого еще одна особенность среднего возраста – появление страхов. Средний дошкольный возраст – период расцвета детских страхов.
Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, страшных снов, незнакомых людей, животных. Их очень много, этих детских страхов. К ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь мы, взрослые, (педагоги, родители) должны быть рядом, чтобы поддержать детей.
Подводя итог можно сделать следующий вывод, что основными психологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста являются :
1. Высокая двигательная активность;
2. Высокая коммуникативная активность;
3. Высокая познавательная активность;
4. Высокая эмоциональная активность.
Уважаемые родители! Любите своих детей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.