Светлана Чупина
«Речевые трудности у детей». Выступление на родительском собрании для родителей детей 3–4 лет
▼ Скачать
+ Заказать документы
Речь- один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка, которая отражает социальную среду, в которой развивался ребёнок. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Публикация «„Речевые трудности у детей“, Выступление на родительском собрании для родителей детей 3–4 лет» размещена в разделах
Какие же речевые трудности могут встречаться у детей дошкольного возраста и какие профилактические мероприятия могут проводить родители?
Во- первых, если в три года Ваш ребёнок не говорит совсем, то это сигнал о грубом речевом нарушении! Родителям детей с отсутствием речи в три года необходимо срочно обратиться к логопеду.
Второй трудностью может быть задержка на стадии называния.
Например, ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого, долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения и требовательные возгласы и т. п. Например, из множества игрушек ребёнок выделяет одну и требует достать её с полки с требованием: «Дай!», однако, назвать игрушку и сформулировать фразу «Дай кису!» ребёнку пока не под силу.
Трудностью также является и то, что ребёнок говорит, как маленький. Причиной этого является неправильное речевое общение взрослых с ребёнком. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастит и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребёнка, при разговоре лепечут и сюсюкают. Такое общение кажется чрезвычайно забавным и милым. Так взрослые не только не стимулируют ребёнка к овладению нормальным произношением, но ещё больше закрепляют его детский лепет и приводят к несовершенству речи, в целом. Но это вовсе не значит, что надо говорить с маленькими детьми по- взрослому. Соответственно возрасту ребёнка целесообразно приспосабливаться к его речевым возможностям и употреблять наряду с обычными словами более лёгкие. К примеру, до полутора лет кошку можно называть «МЯУ!», к двум годам постепенно без особой задержки необходимо заменить название животного более сложным, но доступным для подражания «КИСА». К трём годам подобного рода «словами» непозволительно.
Четвёртой трудностью является невнятная речь ребёнка. В большинстве случаев это связано с нарушениями в звукопроизношении. Считается, что к пяти годам у ребёнка должны быть сформированы все звуки родного языка. Именно с пяти лет логопед начинает осуществлять коррекцию неправильного звукопроизношения. Есть стадии появления звуков у детей. Самыми последними формируются звуки Ш,Ж,Ч,Щ, Л и Р. И можно считать нормальным, если пока Ваш ребенок произносит эти звуки неправильно.
Ёще хочется обратить Ваше внимание на то, что нередко в возрасте 2-4 лет в речи ребёнка могут появиться запинки по типу заикания. В данном случае я рекомендую Вам проанализировать причины его появления (испуг, психологическая травма и другое) и, в первую очередь обратиться к неврологу и логопеду.
Итак, для нормального становления речи необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребё нка:
- достигли определённой зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки и эмоции;
- формировалась потребность в общении;
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живёт в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребёнка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом не говорят до 4-5 лет. Таким образом, чем больше ребёнок повседневно общается с окружающими людьми, тем раньше и лучше он начинает говорить.