Муравьева Екатерина
Выступление на родительском собрании «Нравственно–волевая подготовка детей к школе в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить о нравственно – волевой подготовке детей к школе в семье. Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Нравственно–волевая подготовка детей к школе в семье“» размещена в разделах
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день – основная для большинства родителей. Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской психологии также обеспокоены вопросом, как подготовить ребенка к школе, чтобы он был способен справляться со все возрастающей школьной нагрузкой, и в то же время не нарушить закономерный процесс психофизиологического развития дошкольника.
Причины неподготовленности к обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующей ситуации приводят к снижению уровня развития ребенка и неподготовленности к обучению
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда используются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы», в которых родители пытаются научить своих детей читать, писать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.
Но умение ребенка читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. Приходит ребенок в первый класс, он уже неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире. Но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый, более сложный материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить.
Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребенка к новому этапу – школьной жизни. Они увидели в нем только самое очевидное – те новые знания и учебные действия, которыми предстоит ребенку впервые овладеть. Но совершенно упустили менее заметное, но наиболее важное – те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Но будет ли хорошо расти дерево, если корни слабы? Пожалуй, каждый с уверенностью скажет: нет. Вот с такой же уверенностью можно сказать, что нельзя назвать правильной подготовку к школе, если она связана с простым заимствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов обучения, свойственных школе. К примеру, стремление сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправданно. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного. Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Дошкольники глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. В этом маленький слушатель проявляет высокую активность.
Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе – побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. Для этого необязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От взрослых требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему. Этому могут быть наблюдения, которые помогают ребенку делать «открытия», сравнивать, делать выводы на основе увиденного.
Дети шестого года жизни способны придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Благодаря правильно сформулированным вопросам взрослый помогает ребенку всматриваться в изображение, видеть картину в деталях и в целом, логически мыслить. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребенка к правильным суждениям.
Навыки учебной деятельности формируются за долго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность требует определенной подготовки. Всему этому нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него все необходимое приготовлено.
Что касается похвалы, то, если ребенок постоянно ее слышит, он постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. У ребенка может не сформироваться серьезное отношение к занятиям, образоваться неправильный навык держать ручку, он не овладеет усидчивостью, настойчивостью. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь большую роль играет ваше, уважаемые родители, отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей.
Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях.
Готовить ребенка к школе – это не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Занимаясь с ребенком, вы, уважаемые родители, должны обращать внимание на то, как он принимает задание, насколько самостоятелен и активен в процессе его выполнения, как оценивает свои результаты. Необходимо поощрять его усилия, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребенком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата.
На уровень школьного обучения влияет и самостоятельность ребенка. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное детское «Я сам!» - задача дошкольного воспитания и условие успешного обучения ребенка в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьезные нервно-психические и практические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого мешает ему войти в общий ритм работы класса, делает его беспомощным при выполнении заданий учителя.
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе.
Какие упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров (показ родителям узоров). Положительное влияние также оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Здесь, уважаемые родители, необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослых (показ примеров штриховки).
Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкает рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать, помогать взрослым. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.
Поступление в школу – это вхождение ребенка в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому, уважаемые родители, давайте вместе создадим эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь путем формирования у ребенка интереса к школе, стремления стать школьником.
Литература:
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников Кн. для воспитателя дет. сада. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1990.
Бабаева Т. И. У школьного порога – М. : Просвещение, 1993.