Инна Гладышева
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Задачи коррекционно-развивающей работы на 2015/2016 учебный год»
Дата: 14.10.2015
План выступления
1. Приветствие родителей. Несколько слов о специфике группы компенсирующей направленности.
2. Краткие сведения о результатах логопедического обследования в сентябре 2015 года.
3. Задачи коррекционно-развивающей работы на 2015/2016 учебный год.
Публикация «Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности детей с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
4. Организация коррекционно-развивающей работы.
5. Правила проведения логопедических занятий дома по методическим рекомендациям учителя – логопеда.
6. Выводы.
Текст выступления
1.
«Добрый день, уважаемые родители! В своём сообщении я хочу несколько слов сказать о специфике нашей группы, осветить результаты логопедического обследования, проведённого в сентябре, познакомить вас с основными задачами коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год, также рассказать об организации коррекционно-речевой работы в нашей группе и о правилах домашней работы по закреплению правильных речевых навыков, полученных на занятиях в группе.
Итак, наша группа называется «группой компенсирующей направленности», так как основное её назначение - коррекция речевых нарушений у детей. Нашу группу посещают дети, которые имеют III уровень речевого развития, то есть у них нарушены, отстают от нормы все стороны речевой системы: звукопроизносительная, лексическая, грамматическая. Каждому из вас в начале собрания были розданы информационные листы с характеристикой речевого развития вашего ребёнка. Далее несколько слов скажу об общем состоянии речи детей.
2.
Проведённое мною в сентябре текущего года логопедическое обследование показало, что у детей нарушено произношение свистящих, шипящих звуков, звуков [л], [ль], [р], [рь], а также звуков [к], [г]. У них не сформированы фонематические процессы, т. е. ребята не могут выделить звук из звукового ряда, назвать первый, последний звуки слова, определить наличие звука в слове.
Словарь также отстаёт от возрастной нормы, значительно ниже её. Так, дети не знают названий частей суток, дней недели, некоторых профессий, названий детёнышей животных, путают времена года. Затруднения вызывают слова, выходящие за пределы бытовой лексики (хобот, клумба, локти, калитка, воротник и др.). Дети не умеют образовывать слова с помощью суффиксов (диван – диванчик, горох – гороховый, лиса – лисий, с помощью приставок (шьёт – вышивает – пришивает - ушивает).
В речи детей много грамматических ошибок, т. е. ошибок в словоизменении, в построении фразы. Так, выявлены ошибки в согласовании прилагательных, числительных с существительными («синий чашка», «два груши», в употреблении падежных окончаний («много карандашов»). Дети часто неправильно используют предлоги, либо опускают их совсем («выглядывает под стола» вместо «выглядывает из-под стола», «Ручка лежит книге» и т. д.).
Фразовой речью дети владеют, но в основном они употребляют простые, малоинформативные фразы («Кот пьёт. Банка. Молоко лилось»). Испытывают трудности при подборе слов для описания предметов. Составление рассказов некоторым детям недоступно вообще. Навыком пересказа слабо владеют все дети. Стихотворений дети не знают.
Таким образом, речь детей значительно отстаёт от нормы и требует постоянного на протяжении двухгодичного пребывания в группе коррекционного воздействия.
3.
Основными задачами на предстоящий учебный год можно назвать следующие:
-развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
-развитие правильного речевого дыхания;
-постановка отсутствующих, исправление неправильно произносимых звуков с последующей их автоматизацией в самостоятельной речи детей;
-развитие фонематического слуха;
-расширение словаря;
-формирование правильных грамматических навыков;
- развитие навыков рассказывания;
-развитие выразительности речи;
-развитие мелкой моторики.
4.
Коррекционно-развивающая работа в группе строится в виде групповых и индивидуальных логопедических занятий. На групповых занятиях мы расширяем у детей словарь, формируем у них правильные грамматические навыки, развиваем умение рассказывать. На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется работа по исправлению дефектов звукопроизношения. В вечернее время воспитатели группы занимаются с детьми по рекомендациям учителя-логопеда.
Каждую неделю мы с детьми изучаем или повторяем новую лексическую тему (тема и лексико – грамматический минимум по ней представлены на стенде родительского уголка «Учусь говорить правильно» в коридоре возле группы, информация на котором обновляется еженедельно). Вы можете помочь вашим детям овладеть лексико-грамматическим минимумом по каждой теме, если будете выполнять рекомендации учителя – логопеда. Так, на текущей неделе мы изучаем с ребятами тему «Фрукты». Что нам необходимо знать по ней? Замечательно, если дети будут знать названия фруктов, чётко отличать их от овощей и ягод, знать, в чём польза фруктов, смогут образовывать новые слова: компот из яблок – яблочный компот, банан – бананчик, будут знать, как правильно изменять слова: один абрикос – много абрикосов. Ещё лучше, если ребята научатся составлять описательный рассказ о фрукте, в чём может помочь наглядная схема (обращаю внимание родителей на мнеморяд для описания фруктов) : «Это яблоко. Оно красное, круглое, большое, сладкое. Из него можно сварить компот, варенье, сделать сок».
Важно, чтобы дети умели обобщать: яблоко, банан, лимон – это фрукты; исключать: в ряду «яблоко, груша, огурец, апельсин» лишний огурец, потому что это овощ, а всё остальное – это фрукты; сравнивать: яблоко красное, а лимон жёлтый, яблоко сладкое, а лимон кислый и т. д.
Все полученные на занятиях речевые навыки должны обязательно закрепляться. Именно поэтому воспитатели занимаются по заданиям учителя – логопеда вечером, а вы, уважаемые родители, дома. Если навыки правильной речи не закрепить, то они пропадут, улетучатся, а тогда ни о каких результатах не может быть и речи.
Уважаемые родители! Вы - полноправные участники коррекционно-образовательного процесса, а потому вправе интересоваться успехами детей, получать от педагогов группы необходимые вам консультации, посещать как групповые, так и индивидуальные логопедические занятия, вносить свои предложения по улучшению коррекционно-образовательного процесса. Но, в то же время, не нужно забывать, что эффективность коррекционно-развивающей работы на 50% зависит от педагогов и на 50% - от родителей, семьи, словом, тех людей, которые находятся рядом с ребёнком. Поэтому я искренне надеюсь на наше с вами сотрудничество, на ваше активное участие в работе по исправлению речевых недостатков у ваших детей.
5.
Во время домашних логопедических занятий по заданиям учителя – логопеда важно выполнять следующие правила.
1. При выполнении артикуляционной гимнастики обязательно наличие зеркала, в котором ребёнок видит себя и вас.
2. Освещение должно быть ярким и падать с левой стороны.
3. Желательно не принуждать детей к занятиям, лучше использовать игровой момент, чтобы заинтересовать ребёнка. Так, можно предложить детям позабавиться с язычком, посоревноваться, чей язычок может дальше потянуться и т. д. Не забывайте хвалить ребёнка даже за незначительные успехи, ведь, сам того не осознавая, ребёнок проделывает трудную работу по исправлению собственной речи.
4. Продолжительность занятий –15-20 минут.
5. При выполнении упражнений на развитие правильного речевого выдоха просим ребёнка дуть не более 3-4 раз во избежание головокружения.
6. Закрепляем поставленный звук сначала в слогах, далее в словах, затем в словосочетаниях, предложениях, ну и, наконец, в стихах и текстах. Проговаривать и учить речевой материал нужно обязательно, ведь это закрепление правильных произносительных навыков.
7. Заведите тетрадь для оформления логопедических рекомендаций. Отмечайте в тетрадях, что не получается, что удалось выполнить, словом, активно контактируйте с учителем – логопедом.
6.
Выводы.
Уважаемые родители! Так сложилось, что речь ваших детей несколько отстала от возрастной нормы в силу различных причин. Наша с вами задача – помочь им приблизиться к норме, устранить недоразвитие речи ещё перед школой, чтобы предотвратить нарушения письменной речи. Поэтому я снова призываю вас к активному сотрудничеству, надеюсь на ваше понимание и заинтересованность. Успехов всем нам в нелёгкой, но очень нужной нашим детям работе по коррекции общего недоразвития речи. Спасибо за внимание!»