Папки-передвижки

Выступление на педсовете «Игры Анатолия Залмановича Зака»

Оксана Устинова
Выступление на педсовете «Игры Анатолия Залмановича Зака»
▼ Скачать + Заказать документы

Игры Анатолия Залмановича Зака

Родители всегда радуются, когда ребё нок хорошо соображает: он и учится лучше и шалит меньше. Народная мудрость гласит: «Умного пошли – одно слово скажи, дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди».

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал умнее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребёнок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.

Публикация «Выступление на педсовете „Игры Анатолия Залмановича Зака“» размещена в разделах

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом Вам помогут интеллектуальные игры для детей А. З. Зака.

Зак Анатолий Залманович

Научная степень: доктор психологических наук

Ученое звание, должность, регалии:

Профессор кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России»

У А. Зака развивающие игры разнообразны.

Например, игра «Почтальон – читатель»

направлена на развитие и совершенствование языковых навыков у детей 6-8 лет. При их решении ребёнок, применяя языковые навыки, должен сообразить, как почтальон добрался из одного пункта в другой. Игру можно использовать в условиях групповой и индивидуальной работы.

Приведу один пример: На слайде воспитатель рисует три круга (это условие простой задачи, затем объясняет, что эти круги обозначают домики, куда приходит почтальон с письмами. Он обязан соблюдать одно правило «Письмо он несёт только те домики, где гласные буквы в слогах не повторяются. В другие домики ходить нельзя». Начальный домик, где есть знак конверта, это почта. Для того чтобы отгадать по какому пути пойдёт почтальон нужно прочитать слоги в кругах. В домике-почта слог НА и гласная А, в другом домике слог НУ и гласная У, в третьем домике слог ТА и гласная А. Вопрос для детей - скажите, куда пошёл почтальон? Конечно же, в домик, где живёт слог НУ (гласный не повторяется, дети изображают отгадку на рисунке у себя в тетради. Можно не только рисовать, но и проговаривать отгадку.

Далее задания усложняются-вместо слогов появляются слова, где верно нужно поставить ударение, от этого зависит, куда придёт письмо.

В таких развивающих играх создаются условия для развития интеллекта и совершенствования языковых навыков.

Также есть игры «Разное – одинаковое»,

где дети ищут один, два или три отличающихся от других изображения либо два и три одинаковых. Игра создаёт хорошие возможности для развития познавательных и аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях задач.

Сюжетная основа игры «Поиск девятого» такая.

Художник хотел заполнить фигурами каждую из девяти клеток игрового поля. Но передумал и нарисовал фигуры только в восьми клетках, оставив девятую свободной.

Различные постановки задач, визуальное сравнение рисунков, нахождение их общих и отличительных признаков дают ребёнку возможность научиться анализировать. В целом использование многообразных геометрических изображений, и разнообразных предметов в игре развивает у ребёнка пространственное воображение, зрительную память, образное мышление.

Игра «Познавать играя»

В ходе занятий этой игрой педагог выявляет степень подготовленности детей и предлагает индивидуально задания детям, которые затрудняются в решении задач, или детям, которым эти задачи даются легко. Следует отметить, что большей результативности в развитии способностей можно добиться в том случае, когда удастся организовать регулярные занятия с детьми (ежедневно по 20-30 мин.)

Цель в игре «Познавать играя» - научить детей выделять в любой информации отношения двух видов.

на первом занятии педагогом ставится цель:

Занятие 1

Цель - определить степень развития способности выделять одинаковые и разные признаки (элементы) в похожих изображениях.

Ребенку дают рисунок 1, на котором имеются 24 изображения девочек в платках. Его просят рассмотреть два изображения, например, 1 и 12, и убедиться, что в них все разное: прическа, взгляд, нос и расположение концов платка. После этого ребенку предлагают в течение 10 мин среди рисунков 1-18 (первые три ряда) найти как можно больше пар изображений, где все эти элементы разные.

Отметив количество найденных ребенком пар, и проверив их правильность, взрослый, если ребенок не устал и хочет продолжить поиск, напоминает, что нужно искать пары, где все четыре элемента разные и дает еще 10 минут.

После этого вновь отмечаются пары изображений, найденные ребенком, и проводится их проверка. На этом занятие можно завершить.

Практика проведения занятий показала, что за 10 минут дети 5 лет могут найти 1 или 2 пары, 6 лет – 2-3 пары, 7 лет – 3-4 пары и 8 лет – 4-5 пар изображений, где четыре элемента разные.

Занятие 2

Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из трех-четырех похожих изображений.

Ребенку дают рассмотреть последовательно рисунки 2, 3, 4, и предлагают в каждом из них найти среди трех изображений:

- два одинаковых;

- два отличающихся между собой.

Далее задания в игре усложняются, всего занятий 25.

В этой книге также представлена игра «Дебют мыслителя»

В игре «Дебют мыслителя» представлена система обоснованных методических приёмов, которые позволяют достаточно полно и точно характеризовать и контролировать развитие интеллекта детей 6-10 лет. Цель – с одной стороны, представить материал, помогающий выявить особенности мышления у детей, а с другой – предложить пути наиболее эффективного использования этого материала для повышения интеллектуальной готовности детей к обучению.

Все эти игры можно использовать и как тесты, с помощью которых Вы можете самостоятельно определить способности ребёнка. В целом, комплекс игр представляет педагогически обоснованную систему интеллектуального развития ребёнка.

Психолог Зак А. З. разработчик развивающих программ, много лет изучает интеллект детей. В книге «Будем смышлеными!» развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий. Для полноценного развития этих умений предлагается система из 54 занятий.

Следующая игра, которую разработал А. З. Зак называется

"КАК ГУСЕНИЦА И МУРАВЕЙ В ГОСТИ ХОДИЛИ"

Игра предназначена для того, чтобы способствовать формированию у детей умения обследовать условия заданий, умение планировать выполнение заданий и умение контролировать свои действия при выполнении заданий. Вместе с тем задания, используемые в игре, построены таким образом, чтобы одним и тем же условиям соответствовало несколько вариантов верного выполнения. Это создает условия для развития у детей творческого мышления, связанного с поиском разных путей достижения цели.

Игры Зака не оставляют без интереса детей и, более того, переходят в увлечение. Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития, формирование у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

Игровая ситуация «настоящие друзья» : однажды поползла гусеница в лес за хворостом. А навстречу ей муравей. Поздоровался муравей и предложил помочь. Гусеница сказала, что ей не тяжело, и она сможет справиться сама. Муравей пригласил гусеницу в гости. Гусеница согласилась и пошла прямо по дорожке. А муравей наискосок пошёл - так быстрее. Он уже пришел домой, чай поставил, пирогов испёк, а гусеницы все нет. Вышел он из дома и стал поджидать свою подругу. А вот и она. - Где ты так долго ползала? Наверно по пути кого-то встретила?

- Нет, муравей нигде я не была.

- Надо ходить короткой дорогой, как я.

- Не учи, я не могу ходить наискосок, а только прямо!

Муравей не обиделся, а пригласил гусеницу пить чай. Друзьями они стали с тех пор, хоть и ходят разными путями.

Предложенная игра предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. В индивидуальных формах занятий можно вовлечь 4- или 4,5-летних ребят, используя групповую форму игры – 5-летних и старше.

Задачи предложенной игры создают условия для активизации умственной деятельности ребенка. Для этого предусмотрен ряд условий.

Во-первых, успешное выполнение задачи требует от ребенка изменения не реальной, а вымышленной ситуация, поскольку в игре реально ничего не надо перемещать, а только представить возможности перемещений персонажей игры.

Во-вторых, содержание занятий составлено так, чтобы ребенок на одном занятии был в роли отгадчика, на втором – в роли проверяющего отгадку, на третьем – в роли загадчика.

В-третьих, игра построена так, что степень сложности следующих занятий по отношению к предыдущим постоянно возрастает (например, за счет увеличения количества клеток на игровом поле, но это увеличение реализуется весьма постепенно.

В-четвертых, при составлении задач игры специально было учтено то, что следующее занятие не должно повторять предыдущее; это должно повышать интерес ребенка к занятиям.

В-пятых, задачи игры составлены с таким расчетом, чтобы была возможность использовать разные пути их успешного выполнения; это дает возможность ребенку проявить инициативу при поисках путей достижения целей, способствует развитию интеллектуальной гибкости ребенка, возможность одну и ту же ситуацию рассмотреть с разных точек.

Полноценное включение ребенка в игру предусматривает регулярное проведение занятий, каждое из которых предусматривает выполнение 8 - 10 заданий, расположенных на отдельном листе. Порядковый номер листа совпадает с номером занятия. Первые два - три задания дети выполняют, советуясь с воспитателем, а остальные задания - самостоятельно. Потом воспитатель проверяет результаты. Игра предусматривает 50 занятий по 20 - 30 минут каждое в зависимости от возраста ребенка. Лучше всего проводить занятия каждый день.

При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации. Но в зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач. Вообще надо сказать, что в случае, если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить так, чтобы ребенку была дана возможность выполнить мысленные действия, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом.

В том случае, если ребенок легко справляется с выполнением предложенных задач, целесообразно ему предложить составить аналогичные задачи для того, чтобы взрослый, включившись в игру, выполнял бы эти задачи – иногда удачно, иногда сознательно неудачно – в этом случае ребенок должен будет проявлять дополнительную активность, исправляя взрослого.

Организуя игру, надо запомнить, что нужно поддерживать и соглашаться с правильными попытками ребенка и никогда нельзя осуждать его за ошибки и непонимание. Главное, чтобы ребенок относился к игре как к последовательности интересных загадок, которые приятно разгадать.

Таким образом, использование методики Анатолия Залмановича Зака в полной мере является эффективной поддержкой ребёнка, в построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Выступление на педсовете «Непосредственно-образовательная деятельность в ДОУ: роль педагога и родителей» ЭССЕ на тему : «Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ: роль педагога и родителя» Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества.

Выступление на педсовете «Природное чудо-вода!» Вода лилась, Шумел родник, Пленял игрою молодою, Чтоб человек пришел, приник И жажду утолил водою. В НАСТОЯЩЕЕ время, как никогда,.

Выступление на педсовете «Использование метода интерактивной игры в работе с дошкольниками» Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества. Оборудование: нарисованная (вылепленная.

Выступление на педсовете «Декоративное рисование» Выступление на пед совет. Тема:Декоративное рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям.

Выступление на педсовете «Игры с малышами» В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.) Выступление на педсовете «Игры с малышами» Игра — это огромное светлое окно, через.

Выступление на педсовете «Использование образовательных технологий в работе с детьми» Выступление на педсовете «Использование образовательных технологий в работе с детьми» Процесс реорганизации системы образования предъявляет.

Выступление на педсовете «Внимание! Ребенок и улица!» В группе раннего возраста дети от 1,6 до 2 лет. В раннем возрасте малыш развивается в разных видах деятельности, проявляет первые эмоциональные.

«Снятие напряжения». Выступление на педсовете по направлению из программы «Родничок» В переводе с английского «напряжение» означает «как общее ощущение равновесия и готовности изменить поведение при угрожающей ситуации».

Выступление на педсовете «Развитие познавательных процессов на занятиях по математике» Развитие познавательных процессов на занятиях по математике. (слайд 2) Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей.

Выступление на педсовете «Содержание и организация изодеятельности в старшей группе» Организация и содержание изо-деятельности в старшей группе детского сада. По программе предусмотрено 1 рисование в неделю, 1 лепка, аппликация.

Автор публикации:
Выступление на педсовете «Игры Анатолия Залмановича Зака»
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 16:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете «Игры Анатолия Залмановича Зака»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Устинова (УИ 46301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД