Ольга Назарчук
Выступление на педсовете «Использование образовательных технологий в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете «Использование
образовательных технологий в работе с детьми»
Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, переход на новый, более качественный уровень, не может осуществляться без разработки новых технологий.
Публикация «Выступление на педсовете „Использование образовательных технологий в работе с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Необходимость применения современных образовательных технологий продиктована модернизацией системы образования, введением ФГОС, и проявлением новых возможностей в образовательном процессе.
Работая с детьми с ОНР, исходя из образовательных потребностей детей, я использую следующие технологии :
Игровая технология.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах педагогической работы.
Дети моей группы компенсирующей направленности имеют сниженную мотивацию к учебной деятельности, поэтому я использую игровые сюрпризные моменты.
Это заинтересовывает детей, и они потом, не замечают, как вовлекаются в учебную деятельность. Например: В гости к детям приходит Буратино, который просит ребят помочь найти золотой ключик. Помогая Буратино, ребята выполняют различные задания.
Особое место отвожу дидактическим играм. Они предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, описание предметов, составление загадок. Например: игра «Цветные квадратики» способствует развитию чувства цвета, умению различать цвета и оттенки, умению использовать цвет для передачи настроения характера, состояния природы и погоды.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В группе имеется очень много разнообразных игр : «Садовод», «Лото», «Домино», «Обобщение» и др.
Наиболее эффективно использовать игровые образовательные технологии при закреплении изученного материала. Например: Воспитатель с детьми подходит к входу в Страну Математики, где их встречает Король Математики. Он пропускает только тех ребят, которые выполнят его задания.
С помощью игровых технологий развиваю творческие способности детей. Использую игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив «Расскажи, не ошибись».
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами образовательной деятельности детского сада и решением основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду : они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.
Технология познавательно-исследовательской деятельности.
В своей работе я также использую технологию познавательно-исследовательской деятельности.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Моя задача – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагога, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития.
Основными задачами в технологии познавательно-исследовательской деятельности считаю:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Согласно ФГОС планирование образовательного процесса должно быть комплексно - тематическим. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах: рассматривание, наблюдение, беседа, экскурсии, экспериментирование, исследовательская деятельность. Развитие познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решено в условиях организованной образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской, познавательной деятельности, и дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
Например: фрагмент ООД «Вода – источник жизни» :
Воспитатель: - Ребята, кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус? (Соленая, горькая).
Воспитатель: - Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вкусная, несоленая).
Воспитатель: - Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая. В пищу люди употребляют поваренную соль. Давайте сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли? (Крупная, сероватая, горькая)
Воспитатель: - А поваренная (Мелкая, белая, соленая).
Большую работу по познавательно-исследовательской деятельности провожу на прогулках. Непосредственное восприятие природы эмоционально воздействует на детей. Вызывает у них радость, восторг, удивление.
Формируя познавательный интерес детей, я тем самым способствую у них развитию основных психических процессов. Во время наблюдений, экскурсий у детей развивается мышление, они стараются сконцентрировать внимание и не упустить ничего интересного.
При оборудовании микроцентра экспериментирования, я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в здесь должен соответствовать разному уровню развития детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность ребят.
Хотелось бы, всегда следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют успешное обучение в школе. Педагогические технологии развивают любознательность, основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие и другие задачи, позволяющие быть успешным.