Наталья Андреева
Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
(показ мнемоквадратов : осенний лист, дерево, медведь)
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Публикация «Доклад на педагогическом совете „Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе.
Шарик синий я надую,
Станет лёгкий он, как пух!
В небо шарик отпущу я, словно голубя из рук!
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
( Показ 2-х слайдов: сказка и стих)
Что можно изображать в таблице? Схематически изображают всё то, что считают нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил-бил, не разбил», слёзы показать маленькими точками.
Для изготовления картинок не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
(Показ слайда)
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная.
Для детей старшего возраста схемы возможно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая буква «О», зима - синяя буква «3», весна - зеленая «В», лето - красная «Л», при этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, тучи, снег и т. д.
Этапы работы с мнемотаблицами.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:
1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме.
Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
• Установка на запоминание.
• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.
Возможные направления работы по мнемотаблицам :
• Запоминание материала по лексическим темам.
• Обучение рассказыванию
• Заучивание стихотворений, пословиц
• Обучение грамоте (запоминание букв, правил)
• Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.
• Формирование элементарных математических представлений.
• Природоведение, окружающий мир.
• Историческое.
• При обучении музыке
• В режимных моментах
• ИЗО, аппликации, лепке.
Коллаж
Коллаж — это лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.
Коллаж — это учебное пособие. Главная задача коллажа — соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
(показ слайдов)
Размер таблиц делают различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
(Примеры мнемотаблиц) по математике и др.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
4. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
5. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.