Папки-передвижки

Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду»

Наталья Андреева
Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

(показ мнемоквадратов : осенний лист, дерево, медведь)

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Публикация «Доклад на педагогическом совете „Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду“» размещена в разделах

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе.

Шарик синий я надую,

Станет лёгкий он, как пух!

В небо шарик отпущу я, словно голубя из рук!

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

( Показ 2-х слайдов: сказка и стих)

Что можно изображать в таблице? Схематически изображают всё то, что считают нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил-бил, не разбил», слёзы показать маленькими точками.

Для изготовления картинок не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

(Показ слайда)

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная.

Для детей старшего возраста схемы возможно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая буква «О», зима - синяя буква «3», весна - зеленая «В», лето - красная «Л», при этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, тучи, снег и т. д.

Этапы работы с мнемотаблицами.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:

1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

• Установка на запоминание.

• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.

• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

Возможные направления работы по мнемотаблицам :

• Запоминание материала по лексическим темам.

• Обучение рассказыванию

• Заучивание стихотворений, пословиц

• Обучение грамоте (запоминание букв, правил)

• Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

• Формирование элементарных математических представлений.

• Природоведение, окружающий мир.

• Историческое.

• При обучении музыке

• В режимных моментах

• ИЗО, аппликации, лепке.

Коллаж

Коллаж — это лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Коллаж — это учебное пособие. Главная задача коллажа — соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

(показ слайдов)

Размер таблиц делают различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

(Примеры мнемотаблиц) по математике и др.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

4. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

5. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

Публикации по теме:

Доклад на педагогическом совете ДОУ «Заметки воспитателей о первых успехах малышей» Успехи детей первой младшей группы. Предпосылки счастливой жизни ребенка – не только его физическое, но и психологическое здоровье. Хочется.

Доклад на педагогическом совете «Основные функции дидактической игры» 1. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия.

Доклад на педагогическом совете «Игры детей в группе» Доклад на педагогическом совете " Игры детей в группе". Подготовила и провела : Кириллова Л. Л. 2012 год. "Нужно ли учить детей играть".

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Доклад на педагогическом совете «Роль загадки в развитии дошкольника» загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений,.

Доклад на педагогическом совете: «Творческая направленность деятельности педагога» Доклад на педагогическом совете : "Творческая направленность деятельности педагога" (Из опыта работы). Воспитатель: Кириллова Л. Л. 2013.

Выступление на педагогическом совете «Комплексно-тематическое планирование» Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией.

«Кукольный театр для детей дошкольного возраста» — доклад на педагогическом совете«Кукольный театр для детей дошкольного возраста» — доклад на педагогическом совете Доклад на педагогическом совете Март 2011 г. Детский санаторий №47 Музыкальный руководитель Егорова Ольга Михайловна Кукольный театр –.

Сообщение на педагогическом совете «Особенности и содержание работы с родителями в адаптационный период» Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реально-социально-экономических.

Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов» Выступление на педагогическом совете Формирование имиджа педагогов подготовила Гадюкина А. Л., воспитатель МАДОУ №1 В сложившихся в стране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 21:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреева (УИ 365583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД