Татьяна Павловна Шестакова
«Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности». Выступление на педагогическом совете
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление воспитателя Шестаковой Татьяны Павловны
на педагогическом совете № 1
«Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности».
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений. Партнёр - всегда равноправный участник дела, связанный с участниками взаимным уважением.
Публикация «„Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности“, Выступление на педагогическом совете» размещена в разделах
В процессе деятельности предполагается свободное размещение детей, их перемещение при необходимости, разрешено свободное общение (дети могут обсуждать работу, задавать вопросы). Все дети в поле зрения воспитателя, который может пересесть к любому ребенку, если видит, что кому-то требуется помощь.
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме партнёрства не означает хаоса и произвола.
На разных этапах НОД партнерская позиция проявляется особым способом:
-на начальном этапе - дети приглашаются к непринуждённой деятельности («Давайте сегодня, Кто хочет, устраивайтесь по-удобнее). Главное, что бы ребенку было интересно. Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным в воспитательной работе с дошкольниками должен быть принцип заинтересованности ребёнка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обуславливается потребностью в новых впечатлениях. Это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте, является движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Дети включаются в НОД из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному ритму «рабочей деятельности».
Наметив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник, по ходу работы предлагаю возможные способы её реализации.
-в ходе процесса деятельности - дети получают новые знания, способы действий через решение проблемных ситуаций, проведении элементарных опытов, экспериментировании, в развивающих играх, продуктивной деятельности и т. д.
Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к воспитателю, получить необходимый совет, помощь. Однако при оказании помощи я стараюсь придерживаться следующих правил: не спешу на помощь, стараюсь побудить ребенка к самостоятельному решению. Лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся прошлый опыт. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения поставленных задач. Моя задача - поддерживать детскую инициативу и творчество, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
-поставить цель (или принять её от воспитателя);
-обдумать путь к её достижению;
-осуществить свой замысел;
-оценить полученный результат с позиции цели.
Задача развития данных умений решается в разных видах деятельности. При этом используются такие средства как: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
На заключительном этапе деятельности- каждый ребенок решает сам, закончил он работу (исследование) или нет. Объём работы каждый ребенок определяет для себя сам. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить её в последующие дни.
Дети, не принявшие участия в совместной деятельности (в рамках НОД) ориентируются на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.
Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, как и совместной доводятся до состояния выставочных работ.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, я стараюсь создать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Например: проблемные, творческие ситуации, побуждают детей активно применять свои знания и умения, усложняя задачи, поддерживается желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, дети нацелены на поиск новых, творческих решений.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Наша задача - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Наши дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль, подготовить концерт, создать летопись события, оформить ее в книгу.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение, самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти, увеличивается её объём, произвольность запоминания информации.
Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, наглядно-образные средства.
Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Обращаясь к книге, мы показываем, что она может дать ответы на самые сложные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением.
Таким образом, организация НОД в форме совместной партнёрской деятельности способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.