МААМ-картинки

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство

Ирина Щепетинникова
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство
▼ Скачать + Заказать документы

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…» (ученый-литературовед Д. С. Лихачев).

Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду заключается в свободном выборе воспитателем художественных текстов для конкретной группы детей, в непринужденной форме организации чтения и в органичном соединении чтения художественной литературы с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе. Важен тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.

Публикация «Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство» размещена в разделах

Дошкольнику не нужны уроки литературы. Книга нужна для того, чтобы увидеть разнообразный мир, удивиться ему, понять его, пережить вместе с героями необыкновенные приключения, порадоваться вместе и возможно огорчиться. Для чтения нужно подбирать хорошие иллюстрированные книги и организовывать чтение так, чтобы это занятие было добровольным, непринужденным. Стоит уделить особое внимание подбору книг. Опорой может стать рекомендательный список, составленный по принципу развивающих функций художественной литературы, а не по исторически-географическому принципу (классические произведения, произведения русской и зарубежной литературы). Нужно помнить, что самое главное - это развитие ребенка, а не изучение литературы.

Детская художественная литература помогает погрузиться в возможные миры посредством моделей человеческого поведения и взаимоотношений. Художественные тексты позволяют очень эмоционально открывать целостную картину мира во всем многообразии, обеспечивают богатую языковую среду, влияют на совместную деятельность детей и взрослых.

Главные функции художественной литературы : познавательно-нравственная и эстетическая. Познавательно-нравственная функция включает в себя: развитие и активизацию психических процессов, расширение представлений, освоение временных и причинно-следственных связей, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоциональных установок к разным аспектам действительности. Эстетическая функция несет приобщение к словесному искусству, развитие хорошей разговорной речи, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций происходит за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов, а также через эмоциональное принятие позиций персонажей или авторской позиции.

Художественные тексты при правильном подборе охватывают большую часть образовательных содержаний, задают смысловой фон и стимул для интегрированных связей. Читая книгу, воспитатель становится проводником в увлекательные миры, партнером для воспитанников, вместе с детьми удивляется, восхищается, сопереживает героям. Так как чтение художественной литературы не может быть продолжено дошкольниками самостоятельно, ведь в большинстве своем дети даже седьмого года жизни не умеют свободно читать, то создается ситуация, когда ребенок зависит от взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора произведений детской художественной литературы и правильной организации его чтения.

В работе с книгой перед педагогом стоят такие задачи, как:

подбор конкретных художественных текстов, исходя из потенциальных возможностей воспитанников группы, с целью увидеть в книге источник любознательности, красоты и выразительности художественного слова;

обеспечение временем и обстановкой для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения прочитанного, воспитание привычки сосредоточенного слушания текстов;

формирование навыка обращения к художественным текстам как смысловому фону разных видов детской деятельности (продуктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской).

Круг чтения можно представить через жанровое многообразие: поэзия-проза, большие литературные формы (авторские поэмы и повести в стихах; авторские повести, рассказы)- малые литературные формы (фольклорные тексты и сказки, авторские стихи и рассказы). Большие повествования не используют в детском саду, преобладают короткие рассказы, сказки, стихи, фрагменты объемных текстов.

Использование разножанровых произведений нужно для того, чтобы постигать мир, осознавать содержательно- смысловую наполненность. Тематизацию художественных текстов традиционно относят к малым литературным формам, т. к. она не совсем подходит к большим литературным произведениям, которые всегда многослойны. Сбалансировать выбор текстов различного типа поможет условное разделение: вымышленный мир, реалистичный и комбинированный (необычный взгляд на обычный мир, волшебное в реальном).

Особенности детей группы, актуальные интересы и индивидуальные характеристики становятся основанием для подбора художественных произведений. Границы возможностей сосредоточенного слушания у старших дошкольников около 20 минут. Поэтому тексты можно разбить на два раздела: длительное чтение и короткое чтение. Педагогу целесообразно проработать списки произведений, прочитать их заранее, определить какие из них подойдут воспитанникам. Зная детей своей группы, воспитатель не ошибется в выборе, найдет нужное, зная, что книга, как неотъемлемая часть образовательной среды, поможет развитию каждого ребенка.

В подборе художественной литературы также очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать важность каждодневного домашнего чтения вслух. Необходимо помочь родителям понять, какое развивающее значение имеет интерес к книге, и предоставить рекомендательный список для чтения в соответствии с возрастом ребенка.

Итак, чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным, войти в привычку, стать традиционным в жизни группы, но самое главное, оно должно быть интересным, регулярным и проходить в непринужденной обстановке.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,.

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Итоговое занятие «Художественная литература и Аппликация» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе.

Комплексное занятие в старшей группе — родная природа и художественная литература Лекарственные растения КрымаЦель:расширять знания детей о растительном мире Крыма,продолжать знакомить с лекарственными растениями,растущими.

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература. Подготовленный.

Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников»Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников» Цель: содействовать воспитанию любви к детской художественной литературе у дошкольников и их родителей, стимулировать самообразование родителей.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Развитие речи. Художественная литература. Развитие речи. Художественная литература Цели и задачи работы с детьми Развитие речи К концу года дети могут • Употреблять слова, обозначающие.

Родительское собрание «Художественная литература, как средство обогащения эмоциональной культуры детей» Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки.

«Поможем Зайчику» — конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» Конспект НОД по образовательной области: «Художественная литература». Возрастная группа: I- младшая. Тема занятия: «Поможем Зайчику». Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство
Опубликовано: 23 июня 2015 в 17:33
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щепетинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД