Ирина Щепетинникова
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство
▼ Скачать + Заказать документы
«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…» (ученый-литературовед Д. С. Лихачев).
Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду заключается в свободном выборе воспитателем художественных текстов для конкретной группы детей, в непринужденной форме организации чтения и в органичном соединении чтения художественной литературы с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе. Важен тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.
Публикация «Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство» размещена в разделах
Дошкольнику не нужны уроки литературы. Книга нужна для того, чтобы увидеть разнообразный мир, удивиться ему, понять его, пережить вместе с героями необыкновенные приключения, порадоваться вместе и возможно огорчиться. Для чтения нужно подбирать хорошие иллюстрированные книги и организовывать чтение так, чтобы это занятие было добровольным, непринужденным. Стоит уделить особое внимание подбору книг. Опорой может стать рекомендательный список, составленный по принципу развивающих функций художественной литературы, а не по исторически-географическому принципу (классические произведения, произведения русской и зарубежной литературы). Нужно помнить, что самое главное - это развитие ребенка, а не изучение литературы.
Детская художественная литература помогает погрузиться в возможные миры посредством моделей человеческого поведения и взаимоотношений. Художественные тексты позволяют очень эмоционально открывать целостную картину мира во всем многообразии, обеспечивают богатую языковую среду, влияют на совместную деятельность детей и взрослых.
Главные функции художественной литературы : познавательно-нравственная и эстетическая. Познавательно-нравственная функция включает в себя: развитие и активизацию психических процессов, расширение представлений, освоение временных и причинно-следственных связей, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоциональных установок к разным аспектам действительности. Эстетическая функция несет приобщение к словесному искусству, развитие хорошей разговорной речи, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций происходит за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов, а также через эмоциональное принятие позиций персонажей или авторской позиции.
Художественные тексты при правильном подборе охватывают большую часть образовательных содержаний, задают смысловой фон и стимул для интегрированных связей. Читая книгу, воспитатель становится проводником в увлекательные миры, партнером для воспитанников, вместе с детьми удивляется, восхищается, сопереживает героям. Так как чтение художественной литературы не может быть продолжено дошкольниками самостоятельно, ведь в большинстве своем дети даже седьмого года жизни не умеют свободно читать, то создается ситуация, когда ребенок зависит от взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора произведений детской художественной литературы и правильной организации его чтения.
В работе с книгой перед педагогом стоят такие задачи, как:
подбор конкретных художественных текстов, исходя из потенциальных возможностей воспитанников группы, с целью увидеть в книге источник любознательности, красоты и выразительности художественного слова;
обеспечение временем и обстановкой для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения прочитанного, воспитание привычки сосредоточенного слушания текстов;
формирование навыка обращения к художественным текстам как смысловому фону разных видов детской деятельности (продуктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской).
Круг чтения можно представить через жанровое многообразие: поэзия-проза, большие литературные формы (авторские поэмы и повести в стихах; авторские повести, рассказы)- малые литературные формы (фольклорные тексты и сказки, авторские стихи и рассказы). Большие повествования не используют в детском саду, преобладают короткие рассказы, сказки, стихи, фрагменты объемных текстов.
Использование разножанровых произведений нужно для того, чтобы постигать мир, осознавать содержательно- смысловую наполненность. Тематизацию художественных текстов традиционно относят к малым литературным формам, т. к. она не совсем подходит к большим литературным произведениям, которые всегда многослойны. Сбалансировать выбор текстов различного типа поможет условное разделение: вымышленный мир, реалистичный и комбинированный (необычный взгляд на обычный мир, волшебное в реальном).
Особенности детей группы, актуальные интересы и индивидуальные характеристики становятся основанием для подбора художественных произведений. Границы возможностей сосредоточенного слушания у старших дошкольников около 20 минут. Поэтому тексты можно разбить на два раздела: длительное чтение и короткое чтение. Педагогу целесообразно проработать списки произведений, прочитать их заранее, определить какие из них подойдут воспитанникам. Зная детей своей группы, воспитатель не ошибется в выборе, найдет нужное, зная, что книга, как неотъемлемая часть образовательной среды, поможет развитию каждого ребенка.
В подборе художественной литературы также очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать важность каждодневного домашнего чтения вслух. Необходимо помочь родителям понять, какое развивающее значение имеет интерес к книге, и предоставить рекомендательный список для чтения в соответствии с возрастом ребенка.
Итак, чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным, войти в привычку, стать традиционным в жизни группы, но самое главное, оно должно быть интересным, регулярным и проходить в непринужденной обстановке.