Елена Ваганова
Художественная литература и её значение в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. В это время ребенок быстро познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребенок осваивает многовековой опыт человечества.
Публикация «Художественная литература и её значение в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Прослеживая периоды детского развития, психолог Д. Б. Эльконин указывает, что в раннем возрасте решающим в психическом развитии ребенка является эмоциональность общения со взрослым. Величайший творец и педагог- народ создал множество песенок и потешек именно для такого эмоционального контакта с маленьким ребенком. Под звуки ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть, накормить. Моменты ухода за ребенком, не всегда приятные для него, под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития малыша. К сожалению, в настоящее время значительно выросло количество детей, воспитывающихся с самого раннего детства в домах ребенка, детских домах, школах- интернатах. Проблема социального сиротства стоит очень остро, так как самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.
Задержки в психическом развитии детей, воспитывающихся в домах ребенка, отмечаются уже с самых первых месяцев жизни. Прежде всего у младенцев тормозится развитие потребности в общении и соответственно — сроки появления коммуникативной деятельности. Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни, то его ущербность отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка, и прежде всего эмоциональной сферы и познавательной активности. В условиях проживания ребенка в семье в первом полугодии жизни у младенцев в процессе эмоционального общения с близкими взрослыми закладываются основы личности и самосознания, проявляющиеся в их положительном самоощущении, жизнерадостности, инициативности, требовательности, любознательности. У воспитанников дома ребенка вследствие дефицита общения и отсутствия привязанностей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция в отношении к окружающему миру; дети пассивны, апатичны. Даже при максимальном уходе за детьми в домах ребенка, полноценного общения со взрослыми- воспитателями, нянями, логопедами явно недостаточно для нормального психического и эмоционального развития малышей- воспитанников домов ребенка. У педагогов часто не хватает времени на полноценное, эмоционально окрашенное общение с детьми. Поэтому необходимо использовать буквально каждый режимный момент, каждую минуту для общения с каждым воспитанником, задействуя все возможные формы и методы, в том числе и устное народное творчество, и художественное слово. Исходя из вышеперечисленных проблем и противоречий, темой нашей работы стало «Художественная литература и ее значение при работе с детьми раннего возраста». Цель: определить значение художественной литературы при работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в доме ребенка.
Задачи: -изучить подходы к решению данного вопроса в психолого-педагогической литературе; -обобщить личный опыт работы в данном направлении.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи.»; «Чики, чики, чикалочки.»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
Устное поэтическое творчество способствует развитию речевых навыков, побуждает детей к познавательной активности, направленно на постепенное освоение смыслового содержания литературы для самых маленьких. «Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени.
«Программа воспитания в детском саду», программа дома ребенка предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Задача детского сада по Л. М. Гурович - в подготовке долгосрочного литературного образования, которое начнется в школе. Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества - потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений (необходимость готовить вопросы по усвоению содержания для детей). Педагог должен помнить - излишние морализирования, по поводу прочитанного приносят большой, часто непоправимый вред, «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста. Детям раннего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки). Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести). Потому важная часть профессиональной подготовки – заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения – способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.