Анжелика Касьянова
Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
Публикация «Консультация для педагогов „Художественная литература как источник развития диалогической речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно – ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.
Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространённой диалогической парой вопрос – ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).
Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребёнка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, как с особенностью протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношения людей. Особенно значимы для диалога правила очерёдности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства.
Анализируя процесс развития диалогической речи можно сказать, что в качестве основных методов в ДОУ используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования других методов и приёмов, несущих большие потенциальные возможности в решении данной задачи.
Особая роль, в развитии диалогической речи дошкольников отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.
Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и другие, дети усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.
- Ну-ка, зайка, поскачи!
- Отчего не поскакать? Поскачу!
- Лапкой, зайка, постучи-постучи!
- Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.
- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Диалогическое единство вопрос-ответ представлено в потешках «Кисонька - мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и других, а также во многих стихотворениях Е. Благининой «Черёмуха», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька…», «Отчего ты чёрен, кот?» и других.
Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Диалогическое единство сообщение - реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях. Тем не менее, можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать…», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и другие. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на две реплики по две строки, содержащие законченное суждение.
- Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду!
- Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
- Но больше всего беспокойно за птиц-
За наших воробушков, галок, синиц.
- У нас приготовлено всё для зимы:
Рогожей укутаем яблоньки мы.
- Побольше сенца в конуру принесём.
Беднягу - дворнягу от стужи спасём.
- Но птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди «обменивались» друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получался содержательный разговор, в котором дети поддерживали и развивали одну тему. Можно превратить в диалогический текст и другие, подходящие для этого стихотворения.
Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучает выполнять основные правила диалога : очерёдность, поддержание и развитие темы разговора.