Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи»

Анжелика Касьянова
Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Публикация «Консультация для педагогов „Художественная литература как источник развития диалогической речи“» размещена в разделах

В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно – ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.

Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространённой диалогической парой вопрос – ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребёнка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, как с особенностью протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношения людей. Особенно значимы для диалога правила очерёдности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства.

Анализируя процесс развития диалогической речи можно сказать, что в качестве основных методов в ДОУ используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования других методов и приёмов, несущих большие потенциальные возможности в решении данной задачи.

Особая роль, в развитии диалогической речи дошкольников отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и другие, дети усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос-ответ представлено в потешках «Кисонька - мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и других, а также во многих стихотворениях Е. Благининой «Черёмуха», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька…», «Отчего ты чёрен, кот?» и других.

Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Диалогическое единство сообщение - реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях. Тем не менее, можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать…», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и другие. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на две реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

- Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

- Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище как на дворе.

- Но больше всего беспокойно за птиц-

За наших воробушков, галок, синиц.

- У нас приготовлено всё для зимы:

Рогожей укутаем яблоньки мы.

- Побольше сенца в конуру принесём.

Беднягу - дворнягу от стужи спасём.

- Но птицы! Как холодно в воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

- Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди «обменивались» друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получался содержательный разговор, в котором дети поддерживали и развивали одну тему. Можно превратить в диалогический текст и другие, подходящие для этого стихотворения.

Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучает выполнять основные правила диалога : очерёдность, поддержание и развитие темы разговора.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,.

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.

Итоговое занятие «Художественная литература и Аппликация» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе.

Комплексное занятие в старшей группе — родная природа и художественная литература Лекарственные растения КрымаЦель:расширять знания детей о растительном мире Крыма,продолжать знакомить с лекарственными растениями,растущими.

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература. Подготовленный.

Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников»Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников» Цель: содействовать воспитанию любви к детской художественной литературе у дошкольников и их родителей, стимулировать самообразование родителей.

Обобщение опыта по теме «Педагогические условия развития диалогической речи детей в общении с воспитателем» 1. Информация об опыте Известно, что диалогическая речь для дошкольника является первой школой овладения родной речью и школой опыта общения,.

Развитие речи. Художественная литература. Развитие речи. Художественная литература Цели и задачи работы с детьми Развитие речи К концу года дети могут • Употреблять слова, обозначающие.

«Поможем Зайчику» — конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» Конспект НОД по образовательной области: «Художественная литература». Возрастная группа: I- младшая. Тема занятия: «Поможем Зайчику». Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи»
Опубликовано: 9 августа 2015 в 14:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Касьянова (УИ 105647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД