Рамиля Юсупова
НОД по Развитию речи. Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову — Микитову)
▼ Скачать
НОД по развитию речи
Тема : Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову - Микитову)
Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Задачи: Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
Публикация «НОД по Развитию речи, Тема: Пересказ рассказа „Клесты“ (по И, Соколову — Микитову)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».
Интеграция областей: Коммуникация, Познание
Методические приемы: Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико – грамматические упражнения.
Оборудование: графические схемы, картинный материал «Клесты», аудиокассета.
Предварительная работа:
• Чтение рассказов о зимующих птицах;
• Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Клесты»;
• Знакомство с творчеством писателя;
• Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;
• Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки»).
Ход НОД:
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Посмотрите на доску. Какое время года вы видите?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На елках лежит снег.
Воспитатель: Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Птицы еще осенью улетели в теплые края…
А может кто-то остался?
Воспитатель: Назовите этих птиц. (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, снегири, синицы, свиристели)
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: А почему они остались здесь и не улетели в теплые края?
Дети: Потому что эти птицы могут найти себе корм.
Хороводная игра: “Синичка”
Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. (кружатся)
Вот присела на минутку, (приседают)
Почесала клювом грудку, (причесывают пальчиками грудь)
И с дорожки – на плетень, (убегают на места)
Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук)
Сюрпризный момент: “Гнездо”
Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, как вы думаете, чье оно?
Дети: Это гнездо вороны.
Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птички.
Давайте подумаем, зачем птичкам гнездо?
Дети: Птичкам нужно гнездо, чтобы высиживать птенчиков.
Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?
Дети: Птицы высиживают гнездо весной.
Воспитатель: Да, верно. Но ведь у нас сейчас зима.
Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?
Дети: Это клест.
- Клест – это самая удивительная птица! Клеста всегда легко узнать по его клюву. На что похож его клюв? (У клестов клюв похож на крестик.)
Дети: Он им нужен, чтобы добывать себе еду.
А скажите, чем питаются другие птицы: синицы, воробьи, снегири, голуби? (ответы детей по картинкам). А клест достает семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь.
А еще клест - птица самая закаленная! Почему? (Потому что никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов).
У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
Речевое упражнение «Какие бывают клесты. Придумай слово»
Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.
1. Одних клестов называют так : «Клест – сосновИк» (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).
2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. (ело-вИк)»
3. А третий клест называется «белокрылый». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком. Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)
Динамическая пауза. Игра с мячом «Посчитаем». Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительным.
Дети «летают» друг за другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый клест, второй клест …»
Чтение адаптированного рассказа «Клесты». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.
- Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты».
Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.
Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.
- Чем не похожи на других птиц клесты?
Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.
- Чем питаются клесты?
Дети: Клесты питаются семенами еловых шишек
- Как клесты добывают семена?
Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.
- Какие зимние гнезда у клестов?
Дети: У клестов гнезда теплые и глубокие.
- Где скрыты гнезда?
Дети: Гнезда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.
- Как самки высиживают своих птенцов?
Дети: Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд.
- Что делает самец?
Дети: Самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить скороговорку о клестах :
Два клеста на ветку сели,
Полетели шишки с ели.
Угодила шишка в Мишку
И набила Мишке шишку.
А какие еще скороговорки о птицах вам известны?
Повторное чтение текста с установкой на запомининие и пересказ. Развитие долговременной памяти.
- Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графической мнемодорожки.
Дети находят и выставляют опорные схемы.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. (Парами или по цепочке)
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?
- Чем необычно клесты?
- Чему вы сегодня научились?