Дарья Донцова
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Донцова Дарья Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Огонёк» г. Тамбова.
Тема мероприятия: «Воздух вокруг нас!»
Познавательное развитие: ознакомление с миром природы.
Конспект занятия для детей 5 – 6 лет.
Публикация «Конспект занятия для детей 5–6 лет „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Цель: закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Задачи: обобщить, уточнить знания детей о воздухе;
формировать представления детей о роли воздуха в жизни человека;
развивать умение логически рассуждать;
развивать чувство любви к окружающему миру;
воспитывать чувство ответственности за природу.
Оборудование и материалы: ноутбук; фотографии с изображением земного шара, с чистым и загрязнённым воздухом; карточки на тему «Чистый и грязный город»; листы бумаги; стаканы с водой; трубочки; бумажные салфетки; ком земли, галька; таз с водой; пустые пластиковые бутылки; воздушные шарики; сода; уксус.
Методы и приё мы:
Практические: опыты с воздушными шарами, трубочками, землёй и галькой.
Наглядные: картинки чистого и загрязнённого воздуха.
Словесные: художественное слово, беседа, вопросы.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход работы:
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Доброе утро всем нам!
Воспитатель: Ребята, а где же мы с вами живём? (Ответы детей : в Тамбове, в России).
Воспитатель: Да ребята, мы живём с вами в городе Тамбове, в России. А вот наша страна и другие страны находятся на планете, которая как называется? (Ответы детей : Земля).
Воспитатель: Правильно. Земля! Я вам предлагаю посмотреть на фотографию нашей планеты, которую сделали из космоса.
Воспитатель: А, как вы думаете, живая наша планета? Почему? (Ответы детей : растут растения, живут люди и животные).
Воспитатель: Пока на нашей планете живут люди, животные, растут растения – планета будет жить. Как вы думаете, что нужно для жизни любому живому существу. (Ответы детей : еда, воздух, вода).
Воспитатель: Вы правы: еда, вода и воздух. А как вы думаете, что главнее? (Ответы детей : вода, воздух и еда).
Воспитатель: Без еды человек может прожить дней 30, без воды – 3 дня, а вот сколько человек сможет находиться без воздуха мы сейчас проверим. Сделаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и засекаем время. Оказывается, что без воздуха мы не сможем и прожить нескольких минут. Ребята, а где же находится воздух? (Ответы детей : на улице, в помещение).
Воспитатель: А, мы сейчас проверим ваши предположения.
Игровое упражнение «Почувствуй воздух».
Дети машут листом бумаги возле своего лица.
Воспитатель: Что чувствуем? (Ответы детей : ветер).
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. И сейчас мы это проверим.
Воспитатель: Дети, перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.
Опыт 1.
Дети опускают трубочки в стакан с водой и дует в неё.
Воспитатель: Объясните, что вы делали.
(Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри это доказывает, что в воде находится воздух).
Опыт 2. Опускают в ёмкость с водой гальку, комок земли.
Воспитатель: Что же получилось? (Мы взяли ком земли, гальку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке находится воздух).
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить?
Опыт 3. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
Воспитатель: Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? (Это вода вытесняет воздух из бутылки).
Воспитатель: Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. (Ответы детей : шарик, мячик).
Воспитатель: Правильно воздушные шары. И я вам его сейчас надую, используя фокус.
Опыт 4.
Самонадувающиеся шарики. Опыт проводит воспитатель. На бутылку, в которой налит уксус, надевают воздушный шар, в который заранее насыпана сода. При попадании соды в уксус, происходит выделение углекислого газа, который надувает шар.
Воспитатель: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. А теперь я вам предлагаю шарики надуть. Как вы будете это делать? (Ответы детей : поднесём к губам и будем дуть в него).
Опыт 5. Дети надувают воздушные шарики.
Воспитатель: Чем мы заполняем шарики? Оказывается, воздух находится внутри нас.
Воспитатель: Мы на практике убедились, что воздух окружает нас повсюду. Но он бывает разным. Я предлагаю посмотреть на картинку. Скажите в чём отличие правой стороны от левой? (Ответы детей : на левой стороне светит солнышко, растёт зелёная травка, цветут цветы, летают птицы и бабочки, картина нарисована яркими красками; на правой стороне – машины, серые краски, дым и грязь).
Воспитатель: На правой стороне изображен загрязнённый воздух, а на левой чистый. Как вы думаете, где лучше жить и отдыхать? (Ответы детей : в лесу, на природе было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже – там шумно и много машин).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Распредели картинки».
Воспитатель: Перед вами на столах картинки (Картинки с изображением океана, реки, луга, парка, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль). Вы разделитесь на две команды. Одна команда выбирает картинки, где чистый воздух. Вторая команда, где загрязнённый воздух.
Воспитатель: Молодцы, правильно распределили картинки. В городе воздух загрязнён. Машины, фабрики, заводы выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы, которые называются радионуклидами. Мы их не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья. Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в городе стал чище? (Ответы детей : Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т. д.)
Воспитатель: Однако вот какая ситуация. Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки и т. д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных радионуклидов. Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки) легче дышится? (Ответы детей : Там свежий, чистый воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.)
Воспитатель: Правильно, в лесу больше кислорода. Это заслуга различных растений и особенно деревьев. Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Ответы детей : да, дерево – живо существо. Оно дышит, питается, растёт.)
Воспитатель: А вы знаете, что дерево дышит листьями? Они вбирают в себя грязный, заражённый воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт обратно кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ. Чем больше деревьев, тем больше кислорода. Как можно назвать растения? (Ответы детей : наши помощники, спасатели, защитники, друзья.)
Воспитатель: А как вы думаете, что происходит с человеком, который долго не бывает на свежем воздухе? (Ответы детей : он плохо себя чувствует, у него болит голова, плохое настроение.)
Воспитатель: Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют наше здоровье. Но не везде на улице одинаково чистый воздух. Лучше гулять в лесной зоне, в парках, скверах, подальше от автомобильных дорог и заводов. А ещё нужно есть побольше продуктов, в которых содержится йод (например, морскую капусту, рыбу, потому что его боятся радионуклиды. После длительных прогулок и игр на свежем воздухе необходимо принимать душ, протирать свою обувь влажной тряпочкой, проветривать одежду и тогда вредные частицы радионуклиды вам будут не страшны.
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (Ответы детей : посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не мусорить на улицах; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения.)
Воспитатель: Да ребята, если мы с вами будем всё это соблюдать, то наша планета всегда будет жить и процветать. А в заключение, я хочу прочитать стихотворение о нашей планете Земля:
Наш дом родной, наш общий дом
Земля, где мы с тобой живем!
Только посмотри вокруг :
Тут - речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь
Воды в пустыне не найдешь,
А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть.
Леса и горы и моря – все называется Земля.
А если в космос ты взлетишь ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету!