Ольга Савина
Конспект занятия в старшей группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Центр развития ребенка- детский сад № 188»
Конспект проведения непосредственной-образовательной деятельности
по познавательному развитию (исследовательская деятельность)
в старшей группе по теме : «Воздух вокруг нас»
Воспитатель: О. В. Савина
Тема : «Воздух вокруг нас»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе организации и проведения совместной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;
-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование;
-активизировать речь и обогатить словарный запас детей;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности;
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность
-развивать активность,
-развивать умение делать выводы на основе практического опыта;
Воспитателные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
-воспитывать интерес к эксперементированию;
-воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы. индивидуальные ответы детей
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально — коммуникативное; речевое развитие.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория; прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о воздухе, ветре; чтение книг «Чудо - всюду» Нуждиной Т. Д; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа о воздухе, ветре; наблюдение во время прогулки за ветром и облаками, ветром; игра «Четвертый лишний»; опыты и эксперименты.
Оборудование:
Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, воздушные шарики, коктельные трубочки, краски, лист белой бумаги, фартуки
Ход занятия:
За дверью слышится крик «Ой-ой-ой!» - В группу входит грустный Буратино, в руках он держит сдутые шарики.
Воспитатель: Буратино, что случилось? Почему ты такой грустный?
Буратино: Мне подарили шарики. Вчера они были такие большие, веселые, а сегодня!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случилось с шариками?
Дети: Они сдулись…
Воспитатель: А почему они могли сдуться? ( Рассуждения детей: лопнули, проткнули и т. д.)
Воспитатель: А как мы можем помочь Буратино?
Дети: Надуть шарики.
Дети надувают шарики.
Воспитатель: Посмотри Буратино, твои шарики снова стали большими и веселыми. А знаешь почему?
Потому что мы надули их воздухом!
Буратино: Каким таким еще воздухом? Я его не вижу!
Воспитатель: Оставайся Буратино с нами. Ребята тебе расскажут о воздухе.
Дети читают стихи о воздухе.
1 ребенок. Воздух — это — то, чем дышим,
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
2 ребенок Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
3 ребенок Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином,
Он из фена вылетает
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз
Шиплет больно он за нос.
4 ребенок Шторой в комнате играет,
Бурю в море поднимает.
Воздух разный, он такой
Где найдешь его с собой.
Воспитатель: Ребята, а чтобы найти воздух, нам нужно отправиться в лабораторию.
- А кто-нибудь знает, что такое лаборатория? - (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать учёными и раскрыть неизвестные вам свойства воздуха. А вы хотели бы стать учеными? Тогда превращаемся в ученых…
Наклонись 1.2.3
Повернись 1,2,3
Покружись
И в ученых превратись.
Воспитатель: В лаборатории все работают в специальной форме: в халатах, в фартуках, шапочках и др. - Давайте с вами наденем фартуки и отправимся в лабораторию… Воспитатель - Уважаемые ученые - исследователи, я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведет к открытиям. В лаборатории есть все необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения. Кто-нибудь сейчас видит воздух? А может его вовсе нет? Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель: А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами.
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я научу вас ловить воздух.
Возмите полиэтиленовые пакеты, что в нём?
Дети: В пакетах ничего нет! Он пустой!
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух.
Опыт № 1 «Поймай невидимку»
Воспитатель: Что случилось с пакетом?
Дети: Он стал толстым, как подушка.
Воспитатель: Наш пакет заполнился воздухом. Теперь давайте проткнем наш пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что вы чувствуете?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Давайте теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Какой стал пакет? Почему?
Дети: Пакет опять стал тонкий, так как из него вышел воздух.
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!- Поймали в пакет воздух.
Итог. Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный, легкий.
Воспитатель: Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой».
(Воспитатель вывешивает на доску схему со свойствами воздуха).
Воспитатель: А как вы думаете, воздух есть внутри людей? Давайте проверим.
Опыт № 2 «Воздух в человеке»
Воспитатель: У вас, уважаемые учёные (исследователи) на столах стоят стаканчики с водой. Предлагаю каждому взять стаканчик с водой и подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: А что это за пузырьки. Да это пузырьки воздуха. Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит. Воздух легче воды. И поэтому когда мы выдыхаем воздух, который внутри нас он выходит в виде пузырьков.
(Воспитатель вывешивает на доску схему (воздух легче воды).
А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
- Проводится дидактическая игра : «Тонет-не тонет»
Дети-ученые поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и опускают в тазик с водой).
Воспитатель: Здорово! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка
Воздух-невидимка (руки вверх, вправо-влево)
Выходи гулять (зовут воздух)
Воздух-невидимка (руки вверх, вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу (бег на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду (шаг на месте)
Самого полезного воздуха найду (руки крест-накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду (потянуться вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду («фонарики»)
И,Лебедева.
Опыт № 3 «Надувание мыльных пузырей»
Воспитатель: Ребята-ученые, а вы любите пускать мыльные пузыри? Сейчас я предлагаю вам провести конкурс «Самый большой пузырь».
Воспитатель: Почему надувается и лопается мыльный пузырь?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: В каплю воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. А когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, то пузырь лопается.
Опыт № 4 «Раздуй каплю»
Воспитатель: А, еще, с помощью воздуха можно рисовать.
Для этого, на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски и берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».
Буратино: Ребята, вы отличные исследователи. Вы так много знаете о воздухе. Мне было очень интересно с вами. Вы помогли мне узнать, что такое воздух, что он постоянно нас окружает, что он находится в каждом из нас, что он легче воды… И я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Верно-неверно». Если утверждение верное, то вы хлопаете в ладоши, если нет — топаете ногами.
-Воздух окружает нас со всех сторон;
-Воздух тяжелее воды :
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Человек не может жить без воздуха;
- Ветер-это движение воздуха;
-Чистый воздух имеет запах;
-Воздух бывает холодным;
-Воздух бывает полосатым;
-Воздух есть внутри предметов;
-Воздух есть внутри людей;
Молодцы, ребята! Вы можете быть настоящими учеными-исследователями! Очень хорошо все поработали.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
1.2.3 покружись
Снова в деток превратись.
Ну вот мы и в группе.
Подведение итог. Оформление выставки творческих работ
Буратино прощается и дарит детям воздушные шарики.