Юлия
«Традиции русского народа в музыкальной культуре». Сценарий музыкального открытого занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Традиции русского народа в музыкальной культуре»
Цель: Приобщение детей к истокам традициям народного творчества средствами музыки
Задачи:
- Знакомить детей с музыкально – культурными традициями русского народа в доступной для детей форме.
- расширять знания и представления детей о музыкальной культуре и традициях русского народа
- приобщать детей к выразительному исполнению музыкально – ритмических движений.
- воспитывать любовь к обычаям и традициям русского народа
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, рада вас видеть в музыкальном зале. Сегодня у нас будет необычное занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня я хотела бы вам рассказать про музыкальные традиции русского народа. Хочу у вас спросить, вы знаете, что такое традиции? Традиция - это передача различных обрядов, исполнения песен, игр, танцев, навыков, от одного поколения к другому, которые сохраняются и до наших времен. Может быть у вас есть дома семейные традиции? Подумайте. Вот например, на Рождественские праздники вы украшаете елку?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Вот это есть традиция, которая передалась от ваших бабушек, дедушек и дошла к вас.
Повседневные и праздничные дни у русского народа всегда сопровождались песнями, танцами, исполнениям на музыкальных инструментах, русскими народными игами.
Я бы хотела вам рассказать маленький рассказ, в ней как раз описываются традиции русского народа в повседневной жизни.
Сказка: Давным – давно очень много лет назад в одной деревушке жила счастливая семья. Мама Марьюшка, Отец Михаил и сынок Ванюша. Они любили и ценили традиции своего народа. В старину любая работа часто сопровождалась пением, будь то сбор урожая, изготовление народных промыслов или же приготовление обеда или ужина. Вот когда Марьюшка готовила еду, она при этом песню запевала, дети в это время тоже не скучали а маме на музыкальных инструментах подыгрывали. Ребята а какие вы знаете русские народные инструменты? (балалайка, свистулька, трещетка, бубен, свирель, гармонь, свистулька, гусли, ложки) а теперь послушайте загадку
Загадка
За обедом суп едят, к вечеру заговорят
Деревянные девченки – музыкальные сестренки
Поиграй и ты немножко, на красивых ярких ___(ложках)
Музыкальный руководитель: Скажите, что вообще можно делать с ложками? Раньше в старину такими деревянными ложками кушали, девицы красавицы их расписывали росписью а так же можно отбивать ложечками музыкальный ритм. А вы умеете так делать? Тогда предлагаю поиграть в музыкально – ритмическую игру «Ложки – повторюшки» под русскую народную мелодию. Скорее берите ложки расписные и становитесь в центре музыкального зала в одну линию. Послушайте меня внимательно. Мы сейчас с вами простучим ритм, но перед тем как это сделать, вы внимательно слушайте, запоминайте и только после того, как я закончу, по моей команде начинаем исполнять повторение.
Все поняли? Сейчас мы усложним задачу. Вам нужно вместе с отбиванием ритма на ложках еще и повторять слова. Так же, первый раз мы слушаем внимательно, запоминаем и только потом, по моей команде повторяем вместе со мной. Значит что мы делаем. В начале слушаем только меня а потом повторяем вместе со мной. Теперь я еще и включу мелодию.
Игра с ложками
Наши ложечки стучат, всех игрою веселят
Тик так тик так часы тикают вот так.
Бим бом – бим бом слышен ложек громкий звон
А теперь возьмем муки, напечем мы пирожки
А потом, как напечем, ложечки мы отряхнем
Всем покажем мы сейчас, какая радуга у нас
Веселились и плясали, наши ложечки устали.
Музыкальный руководитель: Как же хорошо у вас получилось. Вот это и есть одна из традиций у русского народа петь песни во время какой либо работы. Я продолжу свой рассказ. Что бы Ванюша рос здоровым, крепким, каждый день после обеда он ложится спать на дневной сон, отдохнуть и набраться сил. А Марьюшка всегда поет ему песню перед сном. А как называется эта песня?
Ответ детей (колыбельные)
Музыкальный руководитель: Предлагаю сейчас послушать русскую народную колыбельную. Садитесь удобнее, что бы вам было комфортно.
Слушание песни Колыбельная
Ребята, скажите пожалуйста, а какая эта мелодия по характеру исполнения?
Ответы детей (спокойная, ласковая, убаюкивающая, нежная)
Музыкальный руководитель: Вам захотелось под эту песню отдохнуть? Или может быть кому то хотелось исполнить танец под эту мелодию? Ребята, петь колыбельные перед сном, это тоже традиция, которая дошла до нашего времени.
Вот Ванюшка отдохнул, сил набрался и теперь ему не терпится поиграть, он скорее торопится на улицу к друзьям а там они смеются, резвятся и играют в различные. В одну из них мы сейчас с вами тоже поиграем. Игра называется Золотые Ворота.
В эту игру играли массово люди разного возраста, и в праздники и в будни.
Итак вам нужно встать в круг, считалочкой выберу водящих
Считалочка Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Вот эти ребята будут создавать парой золотые ворота. Задача всех остальных входить цепочкой друг за другом через эти ворота и пропевать такие слова
Золотые ворота, проходите господа
Первой мать пройдет, всех детей проведет
Первый раз прощается, второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас.
На последние слова, дети которые создают золотые ворота, опускают руки вниз и тот, кто остается внутри, становится вместе водящими и так же создают золотые ворота.
Игра «Золотые ворота»
Музыкальный руководитель: Играть в русские народные игры, это еще одна традиция. Веселился, резвился Ванюшка с друзьями. Но тут они решили отдохнуть, но в тишине сидеть скучно и решили они с друзьями исполнить шуточную песню. Ребята, ведь мы с вами тоже на прошлом занятии начали разучивать веселую песенку. Кто помнит как она называется?
Песня «Как на тоненький ледок»
Музыкальный руководитель: Скажите ребят, какая по характеру эта песня
Дети (веселая, игривая, задорная, смешная, шустрая, мажорная, подвижная)
Музыкальный руководитель: Вам эта песня создала радостное настроение? Или вам захотелось под нее грустить?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: замечательно, я рада, что вас повеселила эта песенка.
Вот и в нашей сказке Ванюша повеселился с друзьями, наигрался но ему пора возвращаться домой. Дома его ждут домашние дела и сладкий сон. Вот и сказочки конец а кто слушал, молодец.
А в завершении нашего занятия я хотела вам предложить станцевать веселый танец.
Танец с ленточками.
Музыкальный руководитель: Вот и наше занятие подошло к концу. Хотела у вас спросить, ребята, что вы на нашем занятии узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Скажите, какие традиции русского народа в повседневной жизни вы запомнили из сказки которую я сейчас вам рассказала?
Вывод: