Пахомова Марина
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель.
Совершенствовать знания и представления детей об окружающем мире, свойствах воздуха, в том числе посредством экспериментирования.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• продолжать знакомить со свойствами воздуха;
• формировать представления о природно-климатических особенностях и расширять представления детей о многообразии природных явлений.
Речевые:
• формировать у детей умение отвечать на вопросы взрослого;
• активизация и обогащение словаря по данной теме.
Развивающие:
• активизировать мышление, память и внимание;
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к объектам живой природы;
• воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие задачи:
• способствовать снятию усталости и напряжения;
• продолжать совершенствовать навыки проведения дыхательной гимнастики, самомассажа у дошкольников.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Предварительная работа: наблюдение в природе за ветром, загадки о природных явлениях, рассматривание иллюстраций.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, презентация;для опыта: прозрачная ёмкость, прозрачный стакан, кораблик.
Раздаточный материал:для опытов на каждого ребёнка: полиэтиленовый прозрачный пакет, стакан, трубочка.
Ход НОД:
Дети заходят в группу и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас (Ответы детей)
Воспитатель:сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о воздухе.
Что такое воздух? (Ответы детей)
Видим ли мы воздух? (Ответы детей)
Правильно, ребята, воздух мы не видим, но его направление мы можем увидеть, когда дует ветер. Ветер – это направленные потоки воздуха. Потоки воздуха можно увидеть? (Ответы детей)
Когда качаются ветви деревьев, на бельевой веревке висит одежда, крутится флюгер, ветряная мельницаи др.
А есть ли запах у воздуха? (Ответы детей)
Воздух запаха не имеет, но он может переносить запах предметов, когда горит костер, в лесу пахнет грибами, и др.
Ребята, ваши ответы меня очень порадовали.
Послушайте стихотворение о воздухе:
«Спросил я у воздуха:
Как ты живешь?
Тебя же не видно,
Нигде не найдешь?
А воздух ответил:
Летаю везде,
И много меня на нашей Земле»
И я предлагаю вам совершить путешествие в некоторые места нашей планеты. Мы с вами посмотрим, какой воздух есть на Земле. Ну а раз мы говорим о воздухе, то и отправимся в путешествие, как вы думаете на каком транспорте? (Ответы детей)
Правильно на воздушном шаре!
Слайд 2
Давайте вместе с вами надуем воздушный шар своим воздухом.
Оздоровительные упражнения на дыхание:дети берутся за руки, образуя круг. Глубоко вдыхают носом, поднимаются на носочки, руки вверх и шумно выдыхают воздух через рот (3 раза)
Движение по кругу: еле-еле, еле-еле, дети в шаре том летели, по полям, морям, лесам, навстречу разным чудесам. Дети садятся на места.
Воспитатель: Первая наша остановка произойдет в Пустыне.
Слайд 3
Кто знает, что такое пустыня? (Ответы детей)
Да, в пустынеочень жарко, кругом пески, мало растительности, животных, влаги, но много песка. Песчаные наслоения друг на друга называются – барханы. В пустыне тоже бывают ветры, песчаные бури. В пустыне очень трудно дышится, песок раскалённый, постоянно хочется пить.
Слайд 4
К жизни в пустыне приспособились змеи, ящерицы, и самый главный обитатель пустыни – верблюд (его еще называют кораблем пустыни).
Ребята, а как вы думаете, какой воздух в пустыне (Ответы детей)
Правильно, воздух жаркий, раскаленный, обжигающий.
Воспитатель: ребята, давайте продолжим наше путешествие дальше. Сейчас мы побываем на Северном и Южном полюсе.
Слайд 5
В этих местах всегда холодно, лежат вековые ледяные глыбы, дышится здесь тоже нелегко. Посмотрите теперь на животных, которые чувствуют себя на таком холоде очень комфортно.
Слайд 6
Белые медведи, моржи, пингвины, северные олени и др.
Каким является воздух Северного и Южного полюса (Ответы детей)
Правильно, воздух, холодный, пронизывающий, тяжелый.
Даже стало холодно? Давайте погреемся?
Выполняются оздоровительные упражнения самомассажа: дети встают, растирают ушки, носики, хлопают себя по плечикам, ножкам, хлопают в ладоши, топают ножками.
Воспитатель: Согрелись? (Ответы детей)
А путешествие наше продолжается, и следующая остановка– леса.
Слайд 7
Леса бывают разнообразные. Мы побываем в лесах нашей Родины – России, где есть хвойные, смешанные, и др. виды лесов.
Слайд 8
Животных в лесу очень много, так как для них это лучшая среда обитания. Животные могут здесь найти себе и воду, и еду, все необходимое для жизни.
В лесу самый чистый, свежий, и полезный воздух. А кто знает, почему в лесу самый чистый воздух? (Ответы детей)
Правильно, потому, что деревья очищают воздух, как фильтр.
Путешествие наше продолжается.
Слайд 9
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали, как много дыма, как вы думаете, где мы находимся (Ответы детей)
Правильно, это дым от заводов, выхлопные газы машин.
Что можно сказать о воздухе в этом месте (Ответы детей)
Конечно, это грязный воздух, им тяжело дышать.
Хочется скорее, улететь с этого места.
Слайд 10
Давайте опять возьмемся за руки, образуя круг, вдохнем через носик воздух и выпустим его не вверх, а вниз, как бы выпуская воздух из шара (3 раза). (Оздоровительные упражнения на дыхание)
Воспитатель:Шар наш сдулся, и мы вернулись в нашу группу.
Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)
Предлагаю вам, ребята немного поэкспериментировать. Вы будете маленькими исследователями.
Опыт 1. «Поймай воздух» (С полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Ответы детей)
Воспитатель:Он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет, делаем взмах раскрытым пакетом и закручиваем его.
Дети встают со стульчиков и проводят опыт с пакетом.
Воспитатель: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? (Ответы детей)
Вывод:воздух вокруг нас, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Дети проходят на стульчики.
Опыт 2. «Воздух в стакане»
Воспитатель ставит перед детьми столик, на нём прозрачная ёмкость с водой и прозрачный стакан.
Воспитатель:Ребята что у меня в стакане? (показываю пустой стакан (Ответы детей)
В пустом стакане находится воздух, а чтобы вы в этом убедились, я покажу вам опыт. Поставлю на воду маленький кораблик,опущу стакан вверх дном в воду и накрою им кораблик.
Если в стакане ничего нет, тогда туда войдёт вода и потопит кораблик. Воспитатель переворачивает стакан и опускает его в ёмкость с водой накрывая кораблик.
Воспитатель:Посмотрите ребята, кораблик как будто плавает под водой.
Что не пускаетводичку в стакан. (Ответы детей)
Правильно ребята, даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 3. «Воздух в человеке».
Дети проходят к столам.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Ответы детей)
Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Дети проходят на стульчики.
Воспитатель:Человек может прожить без воздуха (Ответы детей)
Конечно, всё живое на Земле не может существовать без воздуха.
Подведение итога
Воспитатель:Ребята, что же вы сегодня узналинового о воздухе из нашего путешествия, из опытов. (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
«Воздух бывает горячий и холодный, чистый и грязный. Воздух постоянно нас окружает, способ обнаружения воздуха – «поймать». Воздух есть внутри людей, без воздуха не возможна жизнь.
Литература
1. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
2. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.