Папки-передвижки

Воспитательный потенциал подвижных игр и их роль в формировании взаимодействия старших дошкольников со сверстниками

Наталья Золотова
Воспитательный потенциал подвижных игр и их роль в формировании взаимодействия старших дошкольников со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

В современных исследованиях все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается подвижные игры. Современные ученые отмечают, что они являясь эффективным средством решения задач обучения, социально-нравственного воспитания, обогащения субъектного опыта, развития самосознания и умений самооценки детей старшего дошкольного возраста, одновременно реализуют и важнейшие принципы дошкольного образования : принцип активности и практикоориентированной направленности (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Л. Ф. Островская, Н. Е. Щуркова и др.).

Публикация «Воспитательный потенциал подвижных игр и их роль в формировании взаимодействия старших дошкольников со сверстниками» размещена в разделах

О возможностях подвижной игры в решении задач социального развития и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста говорится в исследованиях В. С. Безрукоой, A.С. Белкина, Л. С. Выготского, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. В. Кузьминой, А. С. Макаренко, B.В. Сериковой, В. А. Сухомлинского и др.

Понятие «игра» в русском языке довольно многогранно, особенно если речь идет о современной психологии. Игра здесь рассматривается как форма творческого выражения ребенком окружающего его мира.

В дошкольном возрасте игра - это ведущий вид деятельности в развитии ребенка В дошкольной педагогике существует классификация игр, направленных на достижение разных образовательных целей. Важное место среди них отводится категории подвижных игр. Отличие подвижной игры от других видов игр (настольные, на конструирование, речевые, интеллектуальные и др.) заключается в комплексном подходе развития ребенка, в данном виде игр осуществляется разностороннее обучение и воспитание : физическое, умственное, трудовое, нравственное, речевое и т. д. Двигательная игровая активность положительно влияет на процессы, происходящие в организме ребенка, создают положительный эмоциональный фон, формируется двигательный навык, способность к взаимодействию с товарищами в процессе игры.

Подвижные игры являются прекрасной базой для формирования физических качеств. В процессе игры дети увлекаются сюжетной линией и, не замечая усталости, выполняют движения по несколько раз. Играя в подвижные игры, дети подчиняются правилам, которые помогают установить, нормы поведения в детском коллективе. Правила игры способствуют формированию у ребенка самостоятельности, а быстрая смена деятельности побуждает ребенка решать возникающие проблемы самостоятельно, применять смекалку и творческий подход [13].

Подвижные игры способствуют углублению знаний, расширению кругозора ребенка. В процессе игры дети примеряют на себя различные роли, имитируя движения и повадки животных, применяют знания о транспорте, технике, что способствует познавательному развитию дошкольников. Игра не только полезное, но интересное времяпрепровождение для дошкольников при условии, что это не стихийное явление, а контролируемый направляемый педагогический процесс. Развивающие функции игры в полной мере проявляются при применении ее как средства воспитания.

Классификация подвижных игр зависит от задач, которые ставит педагог, а также места и условий их организации и проведения. На сегодняшний существует несколько классификаций подвижных игр. 1. По сложности игры делятся на:

• Элементарные (игры, которые имеют сюжет и фиксированные, четкие правила. В главе ной роли выступает ребенок).

• Сюжетные (преимущественно коллективные игры, в которых принимают участие все дети одновременно, они, как правило, сопровождаются пением, речитативом).

• Бессюжетные игры (игры, которые направлены на достижение цели: перебежки, ловишки. Сюда относятся также различные эстафеты, игры с предметами и аттракционы с элементами соревнований).

К сложным играм относятся игры, которые выполнения определенного набора правил и требуют внимания, развитой техники движений, быстрой реакции. Это: футбол, лапта.

Игры различают по содержанию двигательной активности. Это, например: прыжки, бег, лазание, метание.

По степени физической нагрузки: а) малой – движения в этих играх малоинтенсивные, темп выполнения медленный; б) средней подвижности –игры, в которых темп движений достаточно размеренный Здесь, как правило, принимает участие вся группа детей или допускается участие по подгруппам; в) игры большой подвижности – построены на активных, быстрых движениях и участие в них принимает вся группа детей [23].

На данный момент в дошкольной педагогике активно используется классификация современных подвижных игр, предложенная П. Ф. Лесгафтом (рис. 1.)

Классификация современных подвижных игр

Как было отмечено выше, подвижные игры имеют множество классификаций, а образовательная ценность их зависит от цели и поставленных задач, места проведения игры, соблюдения условий и необходимых правил, культуры и безопасности игровой деятельности, а также возрастных особенностей участников. Условно подвижные игры подразделяют на три группы: творческие, организованные подвижные игры и игры с жестким регламентом правил или спортивные [19].

1. Творческие подвижные игры не имеют жестких регламентированных правил, имеют имитационный характер. Содержание таких игр наполняется по желанию участников. В процессе игры допускаются изменения согласно фантазии и желанию участников. В таких играх дети выполняют имитационные подражательные движения.

2. Организованные подвижные игры с регламентированными правилами – это игры, в которых выполнение всех элементов требует точных и быстрых действий, строго регламентирующихся правилами. Такие игры требуют контроля со стороны педагога. Игры среднего темпа выполнения делятся на две группы: простые, где игроки преследуют свои индивидуальные интересы и сложные, в которых принимает участие вся команда.

3. Третья группа игр – спортивные игры состязательного характера со строго регламентированными правилами.

Подбор подвижных игр в детском саду происходит строго в соответствии с планом, педагог определяет игровые задачи и цели, которые должны быть выполнены детьми, а также планирует предполагаемый результат[ссылка].

А. М. Макаренко в своих исследованиях отмечал: «планируя педагогический процесс на основе игры, педагог побуждает детей создавать «хорошую игру». Признаками «хорошей» игры являются следующие качества:

- познавательность;

- полнота и содержание отражаемых свойств и явлений;

- динамичность;

- творческий компонент;

- организованность;

- применение правил в игре;

- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность участников игры».

Выстраивая игровые действия педагог получает инструмент влияния на всестороннее развитие личности ребенка. В ходе игры, у ребенка формируются и расширяются представления. Выполняя правила игры, ребенок переводит свои представления в игровые действия. Так можно выявить пробелы в знании детей по задаваемым вопросам ребенка. Прислушиваясь к разговорам во время игры, воспитатель помогает выстроить отношения среди детей.

Таким образом, игра рассматривается как форма активной познавательной деятельности, которая способна не только закреплять полученные знания, но и формировать новые под целенаправленным руководством педагога. Отбирая содержание игр педагог формирует у детей различные навыки и знания и умения, учит выполнять установленные правила, осуществляет контроль и закрепление. С помощью подвижных игр, у ребенка закладываются такие качества, как честность, отвага, терпение, выносливость, инициатива.

Через игру ребенок осваивает нормы отношений в обществе, правила взаимодействия и отношений с окружающим миром. Игра эта деятельность, которая влияет на формирование отношения к окружающей действительности и к окружающим людям. Через управление игрой воспитатель воздействует на каждого участника игры, учит выполнять общие правила, договариваться и согласовывать действия с товарищами.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способность подражать, однако недостаточно сформированный контроль за собой, отсутствие достаточной произвольности может приводить к конфликтным ситуациям. Такое положение дел, определяют первичные задачи для работы педагога. Воспитатель формирует у детей нравственные представления, разные навыки поведения (бережное отношение к вещам, забота о друзьях и товарищах, культура общения и пр.)., навыки, которые со временем перерастают в полезные привычки.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более осмысленное отношение к проявлениям нравственного поведения. В этом возрасте педагогическая деятельность насыщенна разъяснительной работой, которая способствует пониманию у детей правильности совершаемых действий, справедливого отношения, правильности поступков, которые в дальнейшем стану основой формирования мотивов поведения.

Смирнова О. В., считала, что у детей старшего дошкольного возраста, возникает желание оказания помощи сверстникам, дети стремятся сделать приятное друг другу, подарить подарок, занять лучшее место поделится любимой игрушкой. Постепенно сходит на нет злорадность, острая конкуренция, дети способны проявлять радость при достижении успеха товарищами, и разделять неудачи. Дети начинают воспринимать ровесников как партнера по игре и общению и совместной. В старшем дошкольном возрасте дети в отношениях с друг другом формируют личностное начало.

В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и так далее.

Для развития дружелюбного отношения формирования взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в процессе использования подвижных игр, специалисты предлагают в включать в содержание следующие приемы: предлагается использовать подвижные игры. По мнению автора, в подвижной должны присутствовать следующие моменты:

1. специальное нарушение привычной организации деятельности;

2. «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

3. свободу детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

4. определение детьми ролевых функций участников деятельности;

5. общую ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля.

А. Д. Кошелева подчеркивает необходимость создания проблемных педагогических ситуаций для проявления поступков во взаимоотношениях детей : «они принципиально важны в воспитательном процессе, так как развертывают те проявления в поведении, которые называются проступками»

при организации с дошкольниками подвижной игры подчеркивает важность создания ситуаций для проявления поступков, взаимоотношения детей : «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками [26].

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательный потенциал подвижных игр и их роль в формировании взаимодействия старших дошкольников со сверстниками
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 11:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательный потенциал подвижных игр и их роль в формировании взаимодействия старших дошкольников со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Золотова (УИ 269402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД