Наталья Плахтеева
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом средств:
- художественные образы-персонажи;
- яркое оформление;
- текст;
- музыка.
Всё это вместе взятое помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка» размещена в разделах
Театрализация русской народной сказки является эффективным средством осмысления детьми её глубокого нравственного смысла, приобщает их к народной мудрости, духовным ценностям, заставляет их сочувствовать персонажам. Во время театрализации сказки она как будто оживает, присутствует рядом с детьми.
Поэтому театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие задачи педагогики:
- нравственное воспитание;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- развитие памяти, воображения;
- формированием эстетического вкуса;
- создание положительного эмоционального настроя.
Программные задачи
- Расширять словарный запас детей, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
- Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Используемые материалы
- Книги со сказками.
- Музыкальный центр.
- Мультимедийные презентации со слайдами иллюстраций к сказкам.
- Настольные театры разных видов.
- Костюмы для детей и взрослых, ширма, декорации.
В нашей группе есть центр театрализации, который помогает «ввести» детей в мир театра. Ребята очень любят этот центр, в котором есть и избушка на курьих ножках, и баба Яга, и теремок с его обитателями, и верный конь «Сивка-бурка». В нашей коллекции кукольных театров есть и вертепный театр, выполненный по традиционным старинным технологиям. А ещё в нашем центре присутствует большая коллекция тряпичных кукол, которые сделаны специально для представлений кукольного театра по русским народным сказкам. Всё это способствует созданию у детей определённого эмоционального настроя, интереса к занятию или спектаклю.
Предварительная работа перед театрализованной деятельностью
Беседа
Цель:
- работа над содержанием сказки после её прочтения с целью более глубокого осмысления произведения, обдумывания особенностей характеров литературных героев и их поступков;
- рассматривание цветных иллюстраций к сказке.
Образовательная деятельность :
- повторное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, содержания разговора героев произведения;
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных эпизодов сказки;
- пересказ сказки по ролям;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
Художественно-творческая деятельность :
- знакомство детей с разными видами материалов, используемых при изготовлении персонажей, атрибутов, костюмов, декораций для кукольного театра;
- изготовление макетов, атрибутов, кукол, декораций к настольному кукольному театру;
- рисование детьми сказочных персонажей с натуры (куклы – персонажи сказок).
Использование театрализованной деятельности на занятиях по теме «Рождество Христово» создаёт неповторимую атмосферу старины, воссоздаёт картины из прошлого. В этом играют большую роль куклы, созданные специально для вертепного театра. Костюмы персонажей и другие атрибуты театра – пещера, пальма, дерево маслины, ель - очень специфичные, не похожие на привычный кукольный театр.
Интересно проходят занятия и мероприятия по русским народным сказкам с использованием настольных кукольных театров
Часто дети становятся не просто зрителями, а активно включаются в театрализованную деятельность. Этому предшествует большая подготовка: разучивание ролей, поиск и примерка костюмов, изготовление реквизитов, репетиции.
Иногда на занятиях присутствуют и родители наших воспитанников, которые с большим удовольствием смотрят представление кукольного театра.
В результате использования театрализованной деятельности у детей значительно расширяется словарный запас, улучшается звуковая культура речи, появляется умение свободно входить в роль. Дети легко пересказывают сказки, рассказы, а в повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы и поговорки, знают много загадок.
Эмоционально пережитый спектакль кукольного театра или театрализованного представления помогает детям определить отношение к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных персонажей.