Ольга Лебедева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный, организованный, систематичный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических
знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств,
который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного
отношения к природе как к универсальной ценности.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не
только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении
природного окружения своей местности.
Целью экологического воспитания детей дошкольного
возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической
культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия
ребенка с природой и окружающей средой.
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое
воспитание детей старшего дошкольного возраста, которая формирует
личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей
старшего дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и
окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания,
который является процессом. А также в ходе экологического воспитания
дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и
мышления на основе набора базовых знаний. В процессе экологического
воспитания дети старшего дошкольного возраста понимают и осознают
причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети
старшего дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым
существам, объектам и организмам.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
предполагает:
– развитие гуманного отношения к природе и окружающей среде
(высоконравственное воспитание);
– развитие системы экологических знаний и взглядово природе и окружающей среде (умственное развитие);
– формирование эстетических и этических чувств (умения увидеть и
прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– содействие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среде.
Все образующиетакого комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольной образовательной организации существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к
природе появляется в процессе осознания того, что окружающий нас мир
неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе
практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Дети дошкольного возраста должны осознавать и понимать,
что они и природа, которая их окружает, неразрывно связаны. Ребенок
старшего дошкольного возраста должен не только понимать это неразрывное
единство с природой и окружающим миром, но и прочувствовать, это
должно стать непосредственно основой гуманного отношения к природе и
окружающей среде. Если ребенок старшего дошкольного возраста будет
относиться к каждому живому существу и организму как самоценному,
уникальному, у которого имеется право на жизнь.
Результатом экологического воспитания является экологическая
культура ребенка. Составные экологической культуры ребенка старшего
дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая
направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в
разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

