Татьяна Мацаева
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам экологического воспитания отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: важнейшее средство коррекции неблагополучия в социальном, личностном, познавательном и физическом развитии не только младших, но и старших дошкольников. Игра для них труд - это серьезная форма воспитания, способствующая развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческого и умственного развития дошкольника в целом.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у детей элементов экологического сознания, является одной из самых сложных задач в дошкольном детстве. Важно так организовать обучение, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. В дошкольном детстве таким видом деятельности является игра.
Проведение различных игр экологического и познавательного характера, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки. Поэтому дидактические игры являются эффективным средством обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр формируются, уточняются, расширяются и закрепляются имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности дают возможность детям оперировать самыми предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
Наблюдая за старшими дошкольниками на занятиях, заметила, что знания усваиваются лучше и быстрее, если дети занимаются интересной для них деятельностью. Поэтому, на занятиях по формированию экологического воспитания, использую дидактические игры.
В работе с детьми пяти-шести лет преимущественно использую карточки с картинками, например, в занятии «Животный мир нашего края», дети знакомятся с животным миром, живущих в Белгородской области. Предлагаю детям назвать диких животных, которых они знают.
В играх деятельность детей организую так, чтобы каждый ребенок принимал участие в целевых игровых действиях, мог почувствовать свою значимость. В игре «Детки на ветке» закрепляю знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учу подбирать их по принадлежности к одному растению. Предлагаю детям рассмотреть листья деревьев и кустарников, называю их. Дети подбирают к каждому листу соответствующий плод.
В своей работе на занятиях, совместной деятельности используя все многообразия средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые игры); провожу с детьми целевые наблюдения, беседы, провожу с ними экспериментальные опыты. В группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей. Но наиболее эффективным средством в формировании экологической культуры детей считают дидактическую игру.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, создавала детям условия общения с ее обитателями в любое время. Использовала задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев.
Узнавали из новых бесед, какие животные живут в природе рядом с растениями, рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны – лекарственное, нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.
При организации учебной деятельности создавать у детей положительный эмоциональный настрой, независимо от того, справился ребенок с заданием или нет.
В старшей группе учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря. На занятиях насекомые и птицы, весной показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается, они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
Когда рассказываю что такое лес, луг, где кто живет, обязательно обращаю внимание, какой этаж занимает объект, учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т. д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей, выделяем правило поведения в этих местах, правило сбора даров природы, лекарственных растений, откуда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
На занятиях из серии «Жду помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами, насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу их самих относиться к природе бережно.
Используя много дидактических игр, которые дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, игра «Когда это бывает?» перед ребенком стоит задача: назвать время года, которая читалась вперемешку в стихах. Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой», например, узнав о жизни снегирей, дети обращают внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступает раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом питаются насекомыми, зимой питаются семенами хвойных деревьев).
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты к приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы и клена могут.
На занятии по разделу «Дикие животные» продолжаю формировать представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы. Для закрепления знаний использую игру «Кто в домике живет?».
При обучении экологии основные усилия направляю на то, чтобы воспитать у детей интерес к самому процессу познания экологии, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения задач. В результате проделанной работы и развития познавательного интереса дети умеют:
• называть времена года, отмечать их особенности;
• знать взаимодействия человека с природой в разное время года;
• знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
• бережно относиться к природе.
На занятиях основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей оказывается просто невозможное полноценное экологическое воспитание.