Анна Жарова
Технология «ЛогоЛадошки» как система работы по формированию и совершенствованию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вас познакомить с некоторыми элементами технологии «Логоладошки», надеюсь, что они вас заинтересуют и вы сможете их применять в своей практике.
Авторы технологии: Атаманова Н. Б.
Основы технологии: это сочетание наглядности, движения и речи.
В логопедической работе известно, что эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности повышается путём применения различных символов и схем.
Технология «ЛогоЛадошки» представляет собой эффективную систему работы по формированию предпосылок и совершенствованию фонематических процессов как базы для овладения письменной речью.
Слог-основная произносительная единица языка. Поэтому следует акцентировать внимание детей на операциях со слогами, причем начинать нужно с их отхлопывания и переходить к отстукиванию каждого звука внутри слога. По мнению А. Р. Лурии, ребёнок не воспринимает слово как предмет осознанно. Отстукивание и отхлопывание в некотором смысле материализует произнесённое слово, даёт опору для интеграции слуховых и тактильных ощущений, что становиться основой анализа состава слова как материальной делимой единицы.
Определённая программа движений рук (динамическая модель) легла в основу формирования и совершенствования процессов фонематического анализа и синтеза. Данная технология позволяет ребёнку перекодировать зрительно-схематический образ данного слова (звуковой анализ слова-карточки) в последовательную цепочку движений. В дальнейшем модель крупных движений рук (отстукиваний и касаний) переводится ребёнком в систему мелких дифференцированных движений кисти в момент письма, соответствующих соотношению «графема-кинема»
Слайд этапы
В подготовительный период определяются направления работы в рамках технологии «ЛогоЛадошки» и создаётся прочная база для качественного усвоения учебного материала. Наличие фонетико-фонематического недоразвития, замедленная переработка сенсорной информации у детей с трудностями речевого развития требуют длительной работы по формированию звукового анализа и синтеза, поэтому переходить к следующим более сложным этапам необходимо только при создании прочных знаний и навыков на первых этапах работы.
Научно обоснованный способ подачи материала, с одной стороны, и высоко мотивированный игровой метод овладения грамотой и основами письма, с другой стороны, приводят к освоению и точному применению орфографических правил с разными типами алгоритмов, к возможности самостоятельного выведения правил ребёнком и предупреждению дисграфических ошибок. Поступательная аналитическая работа формирует навыки активной деятельности обучающихся.
Процесс обучения детей происходит в динамической зоне – это вертикальная схема из четырёх цветных «ладошек» - символов. Цвет «ладошек» соответствует классической схеме разбора слова по звуковому составу. (Для обучающихся дошкольного возраста на основе полученного опыта предлагается розовую ладошку заменить на красную с восклицательным знаком. Это традиционно для обозначения гласных звуков в схеме, а восклицательный знак поможет при выборе букв на этапе знакомства с ними. Она является прообразом гласных букв, используемых для обозначения мягкости согласного (Я,Е,Ё,Ю,И).
После подробного анализа звуков (гласные, согласные (твердые, мягкие, ребёнок составляет звуковую схему и переносит зрительно- схематический образ слога в последовательную цепочку движений (показ слога на ладошках – символах).
Для детей старшего и подготовительного возраста рекомендуется работа по индивидуальному альбому «Азбука с Ладошками». Альбом содержит практические рекомендации и рабочий материал по формированию базовых навыков чтения и основных навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на основе изучения букв, соответствующих звукам раннего онтогенеза, что особенно актуально для детей с нарушениями звукопроизношения.
Есть определённая особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог обозначаем последовательной серией движений: касание красной «ладошки», затем касание синей «ладошки». Для показа прямого слога (слога-слияния) используется одновременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идёт формирование слога – слияния как основы для обучения грамоте.
-Давайте вместе посмотрим, как можно работать с Ладошками. Совсем с маленькими детками знакомство начнем с цвета. (важно понять, что ребенок хорошо ориентируется в цвете)
- покажи зеленую, красную ладошку и т. д.
- повтори ритм: хлопок – касание по красной ладошки, далее сложнее: два хлопка – красная – синяя и т д
Таким образом, мы развиваем внимание и фонематический слух, чувство ритма.