Татьяна Алексеева
Обучение детей связной речи посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. У детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой. Игра - это форма жизни и деятельности детей, средство всестороннего развития ребенка. Среди игр особенной любовью детей пользуются игры в театр, где дети любят не только смотреть, но и сами обыгрывать, импровизировать небольшие сказки, диалоги, стихи.
Публикация «Обучение детей связной речи посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Немаловажную роль в процессе общения оказывает хорошо развитая речь - средство человеческого общения.
Анализируя театрально-игровую деятельность, отметила для себя, что она является самым лучшим средством для развития речевой и двигательной активности, а также наилучшим средством для обучения детей общению. Ознакомившись с литературой, можно определить задачи в работе с детьми:
1. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
2. Обучать общению через театрализованные игры;
3. Развивать речевые навыки: выразительность речи и движений, владению языком жестов и мимики;
4. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам (сказки, диалоги, стихи, используя настольно-плоскостной театр, пальчиковый театр, театр картинок;
5. Способствовать развитию желанию и интереса к изготовлению несложных атрибутов, декораций, персонажей к играм-драматизациям.
В группу дети приходят, не зная друг друга, у них разная речевая и двигательная активность, недостатки речевых навыков, речевого общения.
Большую роль для развития речевого общения я отводила игрушке, мне хотелось, чтобы ребенок знал, что игрушка не молчит, а может и хочет ответить. Проводила с детьми следующие игры- упражнения с помощью куклы бибабо или «живых картинок».
Вопрос: - «Ты, лисичка, где гуляла?»
Ответ: - «На полянке танцевала.»
- «Медвежонок, где ты был?»
- «В гости к ежику ходил.»
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ
Она оказывает большое влияние на развитие речевой и двигательной активности, умению двигаться. Работа с детьми над инсценировками не преследует цель обучения детей актерскому мастерству. Важно создать на занятиях непринужденную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи, умению общаться.
Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы, и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Игре-драматизации предшествует подготовительная работа:
1. Знакомство с текстом.
2. Выявление свойств характера, присущих каждому персонажу.
3. Каковы должны быть манера речи, мимика, жесты, походка.
Такая подготовка настраивает детей на творческий лад. Дети принимают участие в изготовлении декораций, масок для показа. Все это не просто ручной труд, но и повод для общения друг с другом.
Дети очень любят настольно-плоскостной театр. Он доступен детям разного возраста. Хорошо, когда в группе есть такие театры, особенно, если они изготовлены промышленностью. В нашей группе есть некоторые из них: «Репка», «Семеро козлят», но особенно дети любят играть в фигурки сказочных персонажей, которые они изготовили своими руками, или совместно с родителями или воспитателем.
Изготовление их является поводом для разговора и помогает лучше ощутить себя определенным персонажем, войти в образ. Игрушки изготовляем цилиндрической формы, для украшения используем аппликацию. Также изготовляем из бумаги по принципу «оригами». Настенный и настольный ковролин при повторном чтении детьми художественных произведений, а также и как развлечение. Он помогает развитию самостоятельной деятельности.
У нас в группе много плоскостных фигурок, на которых с обратной стороны прикреплена липучка. Дети с большим интересом используют их.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Для пальчикового театра применяются наборы персонажей, которая выпускает промышленность (головки персонажей, надевающихся на указательный палец руки). Головку персонажа можно связать из шерстяных ниток, изготовить из папье-маше или сшить из плотной ткани и оформить.
Через театрально-игровую деятельность ребенок усваивает богатство русского языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, мимику, движения, отражающие характер и поступки героев.
Затем, руководствуясь программой воспитания в детской саду, я приступила к обогащению развивающей среды по театрально-игровой деятельности.
1. Составила перспективный план по театрализованной деятельности.
2. Отобрала пословицы, потешки, диалоги.
3. Собрала и оформила картотеку эмоций, мимики и жестов, картотеку этюдов на выражение различных эмоций.
4. Вместе со сменщицей изготовили куклы для театра «бибабо», а также для плоскостного и пальчикового театра.
5. Привлекла родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр.
Подготовку к театрализованным играм провожу индивидуально или небольшими подгруппами. Для того чтобы дети наиболее точно могли передать образ персонажей сказки или диалогов, использую игры-упражнения для развития мимики и жестов.
Работая над играми-драматизациями, я усвоила, что дети могут инсценировать лишь то произведение, которое им хорошо знакомо, неоднократно прочитано и небольшое по объему.
Работу начинаю со знакомства с произведением: читаю вместе с детьми, даем характеристику персонажу, показываем сказку с помощью фланелеграфа или настольно-плоскостного театра, проводим игры по обучению выразительным движениям, этюды по изучению поз, походки и др. выразительных движений.
Организация игр-драматизаций связана с работой над выразительностью речи. Я знакомлю детей с разнообразной окраской силы голоса, тембром, соответствующим персонажу и эмоциональному состоянию героя. Затем я работаю над движениями, которые передают характер героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Как показала работа с детьми, эффективными приемами формирования речевых и двигательных навыков через игру-драматизацию, являются:
• всевозможные игры-упражнения для развития интонационной выразительности речи и выразительности движений,
• упражнения на развитие мимики и жестов,
• этюды с использованием языка жестов, движений и эмоций.
Обучение культуре общения через театрализованные игры предусматривает моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре, для чего мы рассматривали иллюстрации о конфликтных ситуациях, агрессивном ребенке. Я учила детей видеть недостатки, учила сопереживать и переживать вместе с героем.
Подводя итог, хочется отметить, что наши дети приобретают опыт театрализованной игры. Дети перестали бояться аудитории, чувствуют уверенность в себе, у многих повысилась эмоциональность, интонационная выразительность речи. Работая над театрализованными играми с детьми, я дала возможность развитию памяти, способности импровизировать и умению общаться. Теперь наши дети самостоятельно могут организовать театрализованные игры, сами придумывают диалоги, используя *при этом плоскостной театр, театр бибабо, настольный театр. Дети знают, какой труд вложен воспитателями и родителями в их трудовой уголок, и пользуются играми аккуратно, бережно, всегда убирают все на место. От этих качеств зависит социальный успех ребенка, который будет способствовать развитию личности.