Маргарита Козырева
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Л. С. Лихачев.
Проблема нравственно - патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому, ставит ее в ряд жизненно важных задач и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте у детей интенсивно происходит психическое развитие, формируется эмоционально – чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому детей дошкольного возраста нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно – исторической жизни страны.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В дошкольном возрасте базовым эталоном формирования нравственно – патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране.
Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях региона – начало формирования социально значимых ценностей и чувств ребё нка: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках. В условиях социальных перемен возрастает значимость воспитания у детей любви к малой Родине (семье, детскому саду, родному городу, поселку – ближайшему социальному окружению). Малая родина – уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучать. Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует не только нравственно - патриотическому воспитанию, но и социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром и взрослыми. Чем больше ребёнок знает о родных местах, тем ответственнее и бережнее он относится к своей земле. Итак, основа патриотического воспитания – использование неограниченных возможностей ближайшего окружения для расширения кругозора, представлений о малой и большой Родине, воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции. Современное патриотическое воспитание – прежде всего воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, т. е. участие детей в жизни земляков. Можно начать с малого, например: приучать к чистоте и порядку вокруг себя, бережно относится к окружающему, как части Земли, вызывать желание совместно трудится, совершать добрые поступки на примере взрослых.
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, обрядов, быта, истории и культуры предков. Педагогическая работа по использованию учебно-методическое пособие «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста – это поиск новых путей и подходов, нового содержания и форм образовательной деятельности с детьми, целью которых является возрождение отечественных традиций и обычаев, на основе изучения культуры и истории своего народа.
Данное пособие разработано на основе методических рекомендаций парциальной программы интегрированного курса краеведения «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста авторов-составителей Т. М. Стручаевой, Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Брытковой, Я. Н. Колесниковой, В. В. Лепетюха. В пособии представлен методический материал, разработанный на основе современных требований Федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста через изучение культуры, истории, природы Белогорья.
Содержание учебно-методического пособия «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста раскрывает особенности организации образовательного процесса в детском саду по краеведческой деятельности на основе изучения истории, культуры и природы Белогорья. Методические рекомендации представляют примерное поэтапно-перспективное тематическое планирование для детей дошкольного возраста и соответственно разработки примерных конспектов занятий.
Предложенная тематика и формы работы, представлены содержательными модулями «Моя Родина», «Семья», «Природа родного Белогорья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», «Времена года», «Мой родной край – Белогорье. История края», «Будущее нашего края».
Нравственно – паприотическое воспитание детей дошкольного возраста через изучение родного края, используя учебно-методическое пособие «Белгородоведение» находится в тесной связи со всеми образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». При этом решение задач по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте Белогорья и природе родного края. В детском саду воспитатели с детьми постоянно проводят рассказы, беседы на тему, чем прославился наш поселок Борисовка Белгородской области. Посещают Борисовский Дом ремесел - основной центр сохранения и развития старинных промыслов и ремесел Борисовского района. Приглашают в гости, к детям, в детский сад, работников Борисовской керамики, которая является одним из самых крупных в России производителей майоликовой керамики их красной глины. При знакомстве детей с трудом взрослых немаловажную роль имеет, если приглашенные гости, мамы и папу детей. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, проводят экскурсии в заповедник «Лес на Ворскле» расположенный в окрестности поселка Борисовка, на правом берегу верховий реки Ворсклы. Узнают, что «Лес на Ворскле» входил в состав Белгородской оборонительной черты. Лес охранял Русское государство. Дети знакомятся с вековыми дубами, растениями, занесенными в красную книгу, животными. Чем больше ребёнок знает о родных Борисовском поселке, о своей малой родине тем ответственнее и бережнее он относится к своей земле.
Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, сопереживание, внимательное отношение к памяти прошлого, к своим историческим корням. Большое значение имеет семейные экскурсии по поселку Борисовка, и за его пределами, посещение с родителями, музеев, таких как, музей природы заповедника «Лес на Ворскле» (участок заповедника «Белогорье»). Музей керамической фабрики. Краеведческий музей.
Возложение цветов к памятнику самолету – истребителю СУ-27, установленному в честь двух летчиков пилотажной группы «Русские витязи», уроженцев Борисовского района. Памятник танку «Т-34» установленному в честь погибших советских воинов. И других достопримечательностей Борисовского района.
После таких мероприятий у детей появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр. Совместно с родителями организуются фотовыставки и выставки рисунков детей, поделок, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Согласно древним мыслителям (Аристотелю, Платону, только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Многие ученые, художники, писатели в своих автобиографиях высказывали мысль о том, что детские впечатления остаются в сердце навсегда: красота человеческого поступка, красота родной земли.
Великий воспитатель В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти навсегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.