Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Танзиля Байрамгулова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачев

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» размещена в разделах

Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи. Мы предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования. Итак, в первую очередь мы определили структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя: цель, задачи, направления, принципы, музейные педагогические технологии.

ЦЕЛЬ:

Направить познавательную деятельность детей на определенный и запланированный результат.

ЗАДАЧИ:

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

Обогащение предметно-развивающей среды дошкольной организации;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

Развитие речи и расширения словарного запаса;

Воспитание культуры поведения.

Принципы создания мини-музея:

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы дошкольной организации и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:

Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую детей. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых явлениях.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его ценностные ориентиры.

Экспозиционное (оформительское). То или иное событие, природное или социальное явление отражается в экспозиции с помощью не только музейных предметов, но и художественных средств. И поэтому над музейной экспозицией работает группа педагогов. Создание экспозиции проходит следующие этапы:

Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Разработка художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты экспозиций, которые должны дать достаточно точное представление о будущей экспозиции.

Экскурсионное. Основанное на коллективном осмотре экспозиции под руководством педагога по заранее намеченной теме и маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Подготовка и проведение экскурсии требует от педагога больших знаний, специальных навыков. Проведение экскурсии обязательно соответствует требованиям:

Экскурсия строится по отдельным вопросам темы;

Содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты;

Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.

Сверхзадачей педагога, занимающегося музейной педагогикой, является создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания, позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения мы используем метод проектов. Это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс.

Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с традиционными формами работы, что выражается в реализации детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям используем нетрадиционные формы:

занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование;

занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.

Обучающиеся посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда не устали и готовы к восприятию. Отбираем экспонаты для экскурсионного показа с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество обучающихся (рисунок, поделка, аппликация, создание моделей и т. д.).

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы обучающихся, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.

Мини-музеи в дошкольной организации актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

На наш взгляд, одним из условий образовательных областей педагогического процесса для успешного развития познавательной самостоятельности детей является развивающая предметно-игровая среда.

Полученные ребенком знания в свою очередь воплощаются в развлечениях и праздниках. Практическим выходом в нашем мини-музее «Богатырская застава» стали праздники, экскурсии и развлечения: «Богатыри земли Русской», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Они сражались за Родину» и т. д.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс способствует более тесному контакту воспитателей, специалистов, социальных партнеров и родителей и обеспечивает взаимную ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка.

Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольной организации. Здесь проходят занятия по развитию речи, изодеятельности, исследовательской деятельности, работа по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями и социальными партнерами, приобщению к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества дошкольной организации, социальных партнеров и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Музейная педагогика, как средство духовно-нравственного воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов воспитания обучающихся.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно- нравственному воспитанию детей. Так, в «Концепции духовно - нравственного.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста. Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены.

Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возрастаИспользование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

Музыкально-образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Колокола» Ход занятия. Музыкальный руководитель встречает детей. Общение начинается с приветствия. Я спешу сказать вам - здравствуйте! Чтоб пожелать.

План по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЯТЛОВОЙ Е. А. НА 2014-2017 уч. г ТЕМА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАПРАВЛЕНИЕ:.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления с Алтайским государственным краеведческим музеем» Содержание. Раздел 1. Целевой 1.1. Обоснование актуальности проекта. 1.2. Цель, задачи. 1.3. Ожидаемые результаты проекта. 1.4. Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 20:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Танзиля Байрамгулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД