Танзиля Байрамгулова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» размещена в разделах
Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи. Мы предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования. Итак, в первую очередь мы определили структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя: цель, задачи, направления, принципы, музейные педагогические технологии.
ЦЕЛЬ:
Направить познавательную деятельность детей на определенный и запланированный результат.
ЗАДАЧИ:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
Обогащение предметно-развивающей среды дошкольной организации;
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
Развитие речи и расширения словарного запаса;
Воспитание культуры поведения.
Принципы создания мини-музея:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы дошкольной организации и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:
Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую детей. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых явлениях.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его ценностные ориентиры.
Экспозиционное (оформительское). То или иное событие, природное или социальное явление отражается в экспозиции с помощью не только музейных предметов, но и художественных средств. И поэтому над музейной экспозицией работает группа педагогов. Создание экспозиции проходит следующие этапы:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты экспозиций, которые должны дать достаточно точное представление о будущей экспозиции.
Экскурсионное. Основанное на коллективном осмотре экспозиции под руководством педагога по заранее намеченной теме и маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Подготовка и проведение экскурсии требует от педагога больших знаний, специальных навыков. Проведение экскурсии обязательно соответствует требованиям:
Экскурсия строится по отдельным вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.
Сверхзадачей педагога, занимающегося музейной педагогикой, является создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания, позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения мы используем метод проектов. Это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс.
Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с традиционными формами работы, что выражается в реализации детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям используем нетрадиционные формы:
занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование;
занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.
Обучающиеся посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда не устали и готовы к восприятию. Отбираем экспонаты для экскурсионного показа с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество обучающихся (рисунок, поделка, аппликация, создание моделей и т. д.).
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы обучающихся, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Мини-музеи в дошкольной организации актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
На наш взгляд, одним из условий образовательных областей педагогического процесса для успешного развития познавательной самостоятельности детей является развивающая предметно-игровая среда.
Полученные ребенком знания в свою очередь воплощаются в развлечениях и праздниках. Практическим выходом в нашем мини-музее «Богатырская застава» стали праздники, экскурсии и развлечения: «Богатыри земли Русской», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Они сражались за Родину» и т. д.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс способствует более тесному контакту воспитателей, специалистов, социальных партнеров и родителей и обеспечивает взаимную ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка.
Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольной организации. Здесь проходят занятия по развитию речи, изодеятельности, исследовательской деятельности, работа по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями и социальными партнерами, приобщению к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества дошкольной организации, социальных партнеров и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Музейная педагогика, как средство духовно-нравственного воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов воспитания обучающихся.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!