Наталья Ляхницкая
Воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Педагог-психолог Ляхницкая Н. Н.
1. Аннотация проекта.
Проект направлен на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста.
2. Описание проблемы.
Вопросы половой идентификации и дифференциации привлекают в последнее время все больший круг исследователей. Дошкольное детство – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и значимые слои психики личности, в которые вплетена полоролевая дифференциация. Почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными. Ребенок развивается и осознает себя как представитель определенного пола. Исходя из этого женщину в девочке, а также мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. Иначе при формировании личности девочки (мальчика) неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Социальный прогресс и другие факторы современности изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности – огромное психологическое бедствие для семейной жизни. Современное общество отказывается от идеальных представлений о семье. Сложившихся в традиционной и православной культурах, рассматривает их как устаревшие. Наблюдается девальвация традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей, хранительниц семейного очага. Следствие этого – демографический кризис, кризис семьи, детофобии, множество брошенных матерями младенцев, детская беспризорность и другие социальные последствия. В связи с этим необходимо более полное использование воспитательных возможностей образовательных учреждений в сфере противостояния негативным общественным явлениям. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в сказках. И является одним из источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений, в частности, об идеальной семье, семейном счастье. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого человека. Сказка играет огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично мужских и типично женских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании сказочных героев. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери.
Публикация «Воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказками» размещена в разделах
Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она учит терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства.
По мнению И. Э. Куликовской, слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический банк жизненных ситуаций и правил жизни в обществе. Этот «банк» может быть активирован в случае возникновения проблемных ситуаций.
3. Цель проекта.
Формирование полоролевой идентификации детей дошкольного возраста.
4. Задачи проекта.
1) Познакомить детей со сказками народов мира, авторскими.
2) Формировать дружеские взаимоотношения между девочками и мальчиками, положительный образ себя.
3) Формировать идеалы мужественности и женственности у детей.
4) Формировать эмпатию через умение «вживаться» в игровой образ.
5) Формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение.
5. Целевая группа.
Основной целевой группой являются дети 3 -7 лет (вторая младшая группа, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). В проекте также принимают участие родители и педагоги детского сада.
6. Механизм реализации проекта.
Проект рассчитан на 4 года. Работа начинается с детьми 3 -4 лет (вторая младшая группа) и продолжается на протяжении дошкольного детства. Реализуются различные формы работы со сказками (чтение, рассказывание, драматизация, обсуждение и т. д.). С детьми 6 -7 лет организуются экскурсии в детскую библиотеку, Владимиро-Суздальский музей, к Вечному огню). С детьми старшей и подготовительной к школе групп можно работать, используя элементы коррекционно-развивающей программы «Погружение в сказку» Н. Погосовой.
7. Календарный план.
Первый год реализации проекта. Вторая младшая группа.
№ Этап Срок Ответственный
1) Формирование проектной группы Октябрь Социальный педагог
2) Составление плана на год Октябрь Социальный педагог
3) Реализация запланированного Ноябрь – апрель Социальный педагог
Воспитатели
Педагог – психолог
Старший воспитатель
4) Итоговое занятие Апрель Социальный педагог
Музыкальный руководитель
Педагог – психолог
Учитель – логопед
5) Анализ реализации первого года
проекта. Рекомендации, предложения,
составление перспективного плана на
второй год осуществления проекта. Май Социальный педагог
Старший воспитатель
Третий пункт календарного плана (собственно реализация проекта) предполагает следующее: каждую неделю в течение года проводить игровое занятие с детьми. Цель - знакомство с русскими народными и авторскими сказками. Примерный перечень приведен в приложении.
Второй год реализации проекта осуществляется по той же схеме. В соответствии с возрастными особенностями несколько меняются формы работы и содержание. Допустимо чтение сказок, просмотр мультипликационных и игровых фильмов. Происходит знакомство со сказками народов Восточной Европы и Кавказа.
Третий год реализации предполагает работу с детьми старшей группы. На этом этапе дети знакомятся со сказками народов Европы, Азии и авторскими сказками зарубежных писателей. С детьми можно «сыграть» несложные сказки, изготовить атрибуты для драматизации, показать сказку малышам и родителям, что значительно повысит эффективность работы.
Четвертый год реализации проекта – это работа с детьми 6 – 7 лет. Можно запланировать
экскурсии в библиотеку, музеи. Дети могут подготовить спектакль по сказке и показать его младшим ребятам.
8. Ожидаемые результаты.
Ожидаемыми результатами данного проекта являются:
- приобретение знаний различных сказок,
- сформированность понятий мужественности, женственности у детей старшего дошкольного возраста,
- соотнесение себя с идеалами мужественности и женственности, стремление им соответствовать,
- приобретение опыта поведения в различных жизненных ситуациях,
9. Необходимые ресурсы для реализации проекта:
Кадровые ресурсы
- Социальный педагог
- педагог – психолог
- учитель – логопед
- старший воспитатель
- воспитатели групп
- музыкальный руководитель.
Материально – технические
- Книги серии «Сказки народов мира».
- Мультимедиапроектор.
- Бумага для рисования, для создания атрибутов, декораций при проигрывания сказок.
- Краски, цветные карандаши.
10. Эффективность проекта.
Срок реализации проекта – 4 года. Это позволит сформировать устойчивые личностные качества.
Приложение.
Примерный перечень сказок, рекомендованных для работы с детьми 3 -4 лет.
«Колобок», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Лиса и волк», «Коза – дереза», «Кривая уточка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Хаврошечка».
Сказки в средней группе:
«Снегурочка», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Никита Кожемяка», «Про Иванушку –дурачка», «Братья» (корейская сказка, «Кукушка» (ненецкая сказка, «Кто не работает, тот не ест» (сербская сказка, «Крылатый, мохнатый да масленый».
Сказки в старшей группе:
«Кот – воркот, Котофей Котофеевич», «Сивка –Бурка», «Василиса Прекрасная», «Про Филю», «Храбрый мальчик» (дагестанская сказка, «Спящая красавица» (Ш. Перро, «Дикие лебеди» (Г. Х. Андерсен, «Айога» (нанайская сказка, «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Желтый аист» (китайская сказка).
Сказки в подготовительной к школе группе:
«Мороз Иванович» (В. Ф. Одоевский, «Седьмая дочь» (В. А. Сухомлинский, «Золушка», «Огневушка – поскакушка» (Бажов, «Каменный цветок» (Бажов).
Литература.
1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Н. Е. Татаринцева Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Тренинг по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.
4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. /Сост. С. Д. Томилова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005.