Туйара Оконосова
Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР
д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска
Оконосова Туйара Ивановна
По ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. На что необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.
Публикация «Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот : отношение первично, информация вторична.
Работая учителем – логопедом более 10 лет, я задумалась в своей деятельности над следующими формами работы, как развитие связной и последовательной речи, активного словаря у детей с общим недоразвитием речи, взаимодействие с педагогами и родителями, вызвать интерес детей и родителей к исследовательской деятельности. Ведь дети с нарушениями речи очень комплексуют в общении со сверстниками и со взрослыми, затрудняются выступать перед аудиторией. А детей с нарушениями речи стараются не брать на различных конкурсах. В связи с этим я решила сделать свой проект по развитию речи и обогащению познавательной активности детей с нарушениями речи. И вот уже пятый год мой проект живет и развивается и стал традиционным для нашего ДОУ. Отрадно то, что меня поддержали учителя – логопеды из других детских садов города и ежегодно мы проводим олимпиаду среди воспитанников логопедических групп и логопунктов Центрального округа города Якутска. За это время мы провели олимпиаду на различные темы, такие как: «Природный мир Якутии», «Животный мир Якутии», «Моя семья», а в этом году в связи с 70 летием Победы над ВОВ мы выбрали тему «За великую Победу».
ПРОЕКТ
Олимпиады по риторике среди воспитанников логопедических групп и логопунктов
на тему:
Риторика – как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Проблема
1. С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии речи
2. По данным диагностирования почти у 90% выпускников отмечается нарушение связной речи
3. Воспитанники логопедических групп не участвуют в познавательных конкурсах, олимпиадах
4. Не хватает разнообразия, стимула в работе педагога с родителями ДОУ
Актуальность:
1. Разнообразить деятельность детей и взрослых.
2. Подготовка детей к школе с хорошо развитой, грамотной, связной речью, коммуникативными навыками, а также высшими психическими функциями.
3. Диалог является важнейшим инструментом в организации обучающей деятельности.
4. Стимулирование педагогов и родителей новыми идеями.
Цель проекта:
Привитие интереса и развитие мотивации воспитанников ДОУ к простейшей исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. развитие речевых и мыслительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, через связное, последовательное повествование на заданную тему;
2. обогащение мировоззрения детей впечатлениями из жизни;
3. развитие у детей навыков публичного выступления перед аудиторией;
4. Стимулирование педагогов и родителей новыми идеями, формами деятельности
Участники проекта: Логопед – воспитатели – родители - дети
Задачи участников проекта
Логопед
1. Дать тематику проекта
2. Взаимодействие с участниками проекта. Подготовить, информировать педагогов, родителей о конкурсе
3. Подготовить детей и разнообразить деятельность детей
4. Исправление звукопроизношения
Воспитатели
1. Взаимодействие и помощь родителям в подготовке, подбору материала, тематики
2. Отбор детей на участие в конкурсе
3. Обучение детей красивой, умной речи, выступлению перед аудиторией, правильно отвечать на заданные вопросы
Родители
1. Помощь в организации проекта педагогам (поиск нужной информации, в оформлении презентации);
2. Создание в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей;
3. Тесное сотрудничество с логопедом, воспитателями ДОУ;
Дети
1. Красиво, внятно, четко изложить предложенную тематику
2. Поддерживать непринужденную беседу
3. Правильно отвечать на заданные вопросы
Условия конкурса
В конкурсе могут участвовать все желающие воспитанники со старших и подготовительных к школе групп.
1 этап: конкурса проводится внутри групп, с целью выявления 3 победителей на дальнейшее участие внутри садовского этапа.
2 этап: конкурса проводится среди всех победителей из групп. В итоге отмечаются самые лучшие 3 места (дипломанты).
Для демонстрации могут быть использованы опорные материалы в виде стендов, таблиц, альбомов, мультимедийных материалов и т. д. Цель опорных материалов – максимально ярко демонстрировать содержание работы, доходчиво и доступно отразить структуру работы. Все материалы должны иметь высокое качество исполнения. Регламент выступления 5-7 минут.
Критерии оценивания конкурсантов
1. Связное и последовательное повествование материала;
2. Исследовательский подход к раскрытию темы;
3. Уровень оформления презентационного материала;
4. Уровень культуры публичного выступления;
Механизмы реализации проекта
Этапы
реализации Содержание деятельности Формы реализации Результат
Организационный • Информирование воспитателей и родителей о предстоящем конкурсе, ознакомление с положением проекта • Логопедическое обследование детей с нарушениями речи;
• Выступление на пед. часах и родительских собраниях. • Разработка групповой и индивидуальной работы с детьми имеющие речевые нарушения
Основной Подготовка, презентационных материалов.
Конкурс проводится в 2 этапа:
Внутри группы (выявляются победители); - Оформление
- Подбор наглядных пособий
- Выявление финалистов на внутри садовский уровень. • Формирование активного и пассивного словаря;
• Совершенствование диалогической и монологической речи;
• Умение правильно отвечать на заданный вопрос и поддерживать непринужденную беседу
Заключительный Внутри ДОУ -Выявление дипломантов.
-Отслеживание (динамики развития связной речи)
Сроки реализации проекта: 2010 -2015 уч. годы
Результат:
1. Развитие у детей с речевыми нарушениями связной, последовательной речи, умения передавать, излагать свои мысли.
2. Обучение детей общению в конкретных речевых ситуациях, умению вести себя перед аудиторией, правильно отвечать на вопросы, умение слушать своих сверстников, перенимать опыт, вести диалог.
3. Повышение интереса родителей к развитию исследовательской деятельности детей.