Саида Гулиева
Консультация «Воспитание ребенка с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с отставанием в развитии речи нуждаются в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Исключение могут составлять лишь некоторые дети с гидроцефалией, у которых достаточно рано формируется способность повторять слова и предложения. Однако и эти дети нуждаются а специальных коррекционных занятиях, направленных прежде всего на развитие смысловой стороны речи.
Публикация «Консультация „Воспитание ребенка с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
У детей с отклонениями в развитии, которые в первые годы своей жизни находятся в специальных лечебных учреждениях, отставание в развитии речи особенно выражено по сравнению теми детьми, которые воспитываются дома. То есть само пребывание малыша в домашних условиях является благоприятным фактором для развития его речи. Однако этот фактор действует лишь том случае, если родители, особенно мать, уделяют достаточно речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо прежде всего ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими Например, если малыш почет, чтобы мать взяла его на руки, он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание и, наконец, ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово "неси".— мать тут же берет его на руки.
Такие же ситуации возникают при манипуляциях с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слои или звукосочетаний со значимыми для него действиями или предметами. Практически каждый ребенок с отклонениями в развитии, за исключением детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха, может научиться говорить первые слова с помощью матери. Но дли этого матери полезно получать консультации у специалиста — логопеда или дефектолога. а также придерживаться нескольких основных общих правил. Прежде всего, не следует немедленно удовлетворять каждое желание ребенка, надо давать ему возможность выражать свою просьбу любыми доступными ему речевыми средствами. При этом нельзя заставлять ребенка ожидать слишком долго; мать может сама произнести нужное слово, а затем делается небольшая пауза, пока ребенок сан не повторит это слово.
Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет просьбу. Если не удается сразу добиться успеха, следует повторять указанный прием изо дня в день.
Обучение ребенка с отклонениями в развитии требует очень большого терпения от родителей, и это прежде всего относится к стимуляции его речи. Речь ребенка можно стимулировать посредством подражании звукам. Во время таких игровых занятии важно. чтобы выражение лица матери, ее улыбка, голос вызывали у малыша положительные эмоции и он бы испытывал радость от общении с нею. Если же мать озабочена или огорчена, успех занятий может быть невелик. Неудача в свою очередь еще больше расстраивает мать, усиливает у нее чувство безнадежности; естественно, в этом случае занятии с ребенком малоэффективны.
Речь играет главную роль в регуляция поведения. Словесная регуляция поведении у здорового малыша начинает развиваться очень рано, уже в первые 2—3 года жизни. У ребенка с отклонениями в развитии ее формирование значительно задержано. Такой ребенок игнорирует речевые обращения и инструкции взрослого, в связи с чем его деятельность хаотична и не организована
Здоровый малыш уже в возрасте 7 месяцев поворачивается на голос матери, смотрит ей в глаза, узнает голоса других близких, а к 9 месяцам отвечает действием на словесные инструкции.
Многие дети с отклонениями развития длительное время не реагируют на голос матери и тем более на речевую инструкцию. В связи с этим нередко создается впечатление, что ребенок не слышит. Однако специальное обследование выявляет v него сохранность слуха.
Следует иметь в виду, что многие словесные инструкции могут быть просто не понятны ребенку с отклонениями а развитии. Поэтому мать должна прежде всего научиться правильно давать инструкции своему ребенку : говорить громко, четко и твердо, сопровождая вначале свою речь жестом. Все инструкции должны быть максимально конкретны и основываться на имеющихся у ребенка знаниях и представлениях. Выполнение инструкции надо всегда поощрять.
Многие дети с отклонениями в развитии, как правило, очень восприимчивы к ритму, музыке, пантомиме. Поэтому для развития речи очень полезны специальные игры по эвуконодражанию. На пример, раскачивая малыша на колене, как на лошадке, повторяют вместе с ним: "Но но-но!"; или играют в машину и произносят; "Би-би-би".
Однако такие замятия представляют собой лишь подготовительный этап к (Лучению ребенка речи. При обучении речи ВАЖНО, чтобы ребенок усвоил значение слов. Для детей с отставанием умственном развитии это обучение должно быть максимально конкретным и наглядным. Значении слов такой ребенок может усвоить в том случае, если в процессе называния предмета он видит и его, производит с ним какие-либо действия. Постепенно ребенок должен научиться понимать назначение предмета, обозначаемого определенным слоном.
Только после этого конкретно-наглядного этапа обучении у ребенка развивают простые обобщения. Например, он учится понимать, что слово "чашка" обозначает не только конкретный предмет — его собственную чашку, но и любую другую чашку. Он знает, что этот предмет может быть большим, маленьким, легким, тяжелым, красным, синим, но это все равно чашка, и предназначена для того, чтобы пить. Затем аналогично формируют обобщающие понятия: «посуда».»игрушки», одежда и т. п.
Многие дети с отклонениями в развитии имеют неплохую память. Они могут повторять многие услышанные слова, но не понимать их смысла. Ни в коем случае не следует стимулировать и поощерять ребенка к бессмысленному повторению слов.
Дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых методах обучения и воспитания. Эти дефекты могут выступать как основные и являются главной причиной нарушения психического развития ребенка. Кроме того, они могут сочетаться с умственной отсталостью, а также с описанными выше аномалиями развития. Во всех случаях очень важно, чтобы они были как можно раньше выявлены и ребенок получил бы комплекс лечебно-коррекционных мероприятий, а также правильное воспитание в семье.