кушхова залина
Конспект занятия «Волшебный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир камней
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, воспитывать умение работать в коллективе.
Задачи:
- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;
- устанавливать связь между явлениями природы;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Темочки:
Материалы и оборудование: коллекция камней, шкатулка с украшениями (бусы из малахита, янтаря и другие, письмо от гномов, иллюстрации построек из камня (памятники, фонтаны, миски с водой, лупы, гвоздики, цветные карандаши, нарисованная гора, мяч.
Ход занятия:
1. Приветствие (звучит фоновая музыка).
Педагог: Давайте пожелаем друг другу доброго утра через наши ладошки.
- Добрый день, Алихан! (Дети дотрагиваются до ладошек).
- Добрый день, Адиса! (все приветствуют друг друга)
- Добрый день, солнце! (руки вверх).
- Добрый день, небо!
- Добрый день, земля! (руки вниз).
- Добрый день, все дети! (руки в стороны).
2. Новая тема.
Загадка про камень (переход к новой теме)
Его в горах, полным - полно
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)
Педагог: Ребята, когда я ехала к вам в гости, меня встретил почтальон и передал вам вот это письмо. Давайте прочитаем его.
Чтение письма гномов: «Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течет прозрачная горная речка. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем из них украшения. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны.
В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может, они и правы. Вот, например, чтобы суп был соленый, нужна соль, а это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства.
Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятано много камешков. Пусть каждый из вас найдет камень и узнает его секрет. Удачи вам!
Гномы – хранители камней»
Педагог: Вот какое интересное письмо. Я вам предлагаю стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней, которые спрятали гномы (заочное путешествие).
Дети вместе с педагогом подходят к нарисованной горе (фон для выставки камней) и ищут камни, рассматривают и отвечают на вопросы.
- Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех разные).
- Камень – это живая или неживая природа?
- А, почему вы так думаете?
3. Демонстрация опытов
Педагог: Давайте возьмем камни и отправимся в нашу лабораторию. Проходите за столы. Теперь мы с вами настоящие исследователи. Подумайте, как можно исследовать камни?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, давайте разделимся на подгруппы для работы в мини –лабораториях. Будем изучать свойства камней.
Опыт 1. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).
Опыт 2. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)
Опыт 3. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
Опыт 4. Потрогать разные камни : холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Что изменилось?
Участники экспериментов делают выводы.
4. Педагог: Мы с вами провели небольшие эксперименты, а сейчас давайте немного отдохнем.
5. Физминутка: Игра с мячом «Скажи наоборот».
Подойдите все ко мне поближе, встаньте в кружочек, мы поиграем с вами в игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть свойства камня, а вы мне должны назвать противоположное по смыслу слово: холодный – теплый, мокрый – сухой, большой – маленький, гладкий – шершавый, светлый – темный, острый – тупой, тяжелый – легкий, крупный – мелкий.
6. Педагог: Вот мы с вами рассмотрели камни, исследовали их, узнали их некоторые свойства, даже поиграли. А вы знаете, что можно сделать из камней? (ответы детей). Давайте посмотрим на доске иллюстрации памятников, зданий (комментарии). Вот сколько всего может сделать человек из камней. Но из камня можно не только строить, но и делать очень красивые вещи. Посмотрите, какую я вам сегодня принесла красивую шкатулочку. Давайте рассмотрим, что в ней лежит.
Дети рассматривают украшения, любуются ими.
7. Рефлексия занятия
Педагог раздает детям веселый и грустный смайлики из картона, и задает вопрос. Если вам занятие понравилось, поднимаем веселый смайлик, если нет грустный.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились узнавать тайны камней. А я в благодарность вам тоже хочу сделать подарки. Конечно же, это камушки. Но только съедобные конфеты (обучающиеся получают сладкие подарки, как десерт после обеда). Я думаю, вы ими поделитесь со своими друзьями и расскажете им о том, что сегодня узнали интересного.