Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Волшебный закат» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания детей об окружающем мире, формировать представления о смене дня и ночи.
Задачи:
1.Формировать понятия, закат, горизонт, представления о свойствах солнечного света и оптических свойствах атмосферы.
2.Развивать внимание, рассуждение, мышление, закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умения эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
3.Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, видеть красоту природы во время захода солнца
Методы и технологии:
-словесные: обьяснение по теме с показом слайдов, чтение стихов о закате.
-здоровьесберегающие: релаксация «Лунный свет» Дебюсси, физкультминутка «Морское царство»», релаксация «Закат»
- ИКТ. Слайды «Закат»
Материал и оборудование: фонограмма «Лунный свет» Дебюси, видеоролик «Закат на море», кружочки зеленого, красного и желтого цветов для рисования смайликов, фломастеры или цветные карандаши.
Возраст:12-17-лет.
Рефлексия: Смайлики.
Ход занятия
Иван Никитин «Когда закат прощальными лучами.»
Когда закат прощальными лучами
Спокойных вод озолотит стекло,
И ляжет тень ночная над полями,
И замолчит веселое село,
И на цветах и на траве душистой
Блеснет роса, посланница небес,
И тканию тумана серебристой
Оденется темнокудрявый лес,—
С какою-то отрадой непонятной
На божий мир я в этот час гляжу
И в тишине природы необъятно
Покой уму и сердцу нахожу;
И чужды мне земные впечатленья,
И так светло во глубине души:
Мне кажется, со мной в уединеньи
Тогда весь мир беседует в тиши.
-Ребята, вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Закат солнца»
-Закат — одно из самых величественных и прекрасных зрелищ, которые дарят нам небеса!
-Что же такое закат?
-Это заход солнца за линию горизонта.
-После полудня солнце начинает не спеша опускаться вниз. Часов в пять-шесть вечера его золотистые лучи насквозь пронизывают травы, кустарники, речную воду. Солнце не спеша подходит к линии горизонта и уходит за нее. На землю опускается светлый легкий сумрак. Он сгущается, а когда на небе появляется первая звездочка, наступает ночь.
-На закате удивительно красиво окрашены последними, заходящими лучами солнца тучи и облака. Они напоминают то старинные замки с высокими башнями, то летящих по небу коней. Это последние лучи заходящего солнца придают небесам такие причудливые очертания и краски.
- Ребята, кто из вас видел закат?
-Расскажите о нем.
-Пожалуй, в природе не бывает двух закатов, похожих один на другой.
-Чем отличаются летний и зимний закаты солнца?
-Зимой — это тонкая желтоватая полоска на небе, летом — игра ярких красок!
- Почему закаты называют волшебным зрелищем?
-Во время захода создаётся определённый оптический эффект, когда солнечные лучи освещают земную поверхность и небосвод, окрашивая их в разноцветные тона. Перед восходом Солнца, на рассвете, цвета имеют более нежные оттенки, тогда как закат озаряет планету лучами насыщенного красного, бордового, желтого, оранжевого и очень редко – зелёного цветов.
-Такую интенсивность красок закат имеет вследствие того, что днём земная поверхность прогревается, влажность уменьшается, скорость воздушных потоков увеличивается, а пыль поднимается в воздух. Разница в цветовой гамме между восходом и закатом Солнца во многом зависит от местности, где находится человек и наблюдает за этими удивительными явлениями природы.
-Чем ниже солнечный диск спускается к западной линии горизонта, тем он менее ярок и становится сначала жёлтым, затем – оранжевым и, наконец, красного цвета. Изменяет свою окраску и небосвод: сперва он золотистого цвета, затем, оранжевого, а у кромки – красного тона.
Чем больше Солнце уходит за линию горизонта, тем пурпурнее становится небо, а когда оно опускается за горизонт на четыре-пять градусов, оттенок приобретает максимально насыщенные тона. После этого небо постепенно становится огненно-красного цвета, а от того места, где зашёл солнечный диск, вверх, постепенно угасая, тянутся полосы светлых лучей, после исчезновения которых возле горизонта можно увидеть тускнеющую полосу тёмно-красного цвета.
Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками)
Ребята, послушайте, как поэты описывают закат солнца.
Валерий Брюсов
Закат ударил в окна красные
Закат ударил в окна красные
И, как по клавишам стуча,
Запел свои напевы страстные;
А ветер с буйством скрипача
Уже мелодии ненастные
Готовил, ветвями стуча.
Симфония тоски и золота,
Огней и звуков слитый хор,
Казалась в миг иной расколота:
И такт, с певцом вступая в спор,
Выстукивал ударом молота
Незримый мощный дирижер.
То вал стучал в углы прибрежные,
Ломая скалы, дик и пьян;
И всё: заката звуки нежные,
Сверканье ветра, и фонтан,
Лепечущий рассказы снежные,
Крыл гулким стуком Океан!
Наталья Радолина
Ах, эта магия заката
Ах, эта магия заката!
День прожит — нет ему возврата!
А я смотрю заворожённо, —
Душа ликует восхищённо!
В чём, не пойму, моя отрада —
Дня отзвеневшего утрата?
Уходит он… но как красива,
Его сжигающая сила
- А как вы думаете, мы можем почувствовать красоту заката в музыке?
-Лунный свет, сиянье звезд, таинственная улыбка неба земле, волшебные звуки вечерних песен — все это слышится в музыке Клода Дебюсси «Лунный свет»
-Послушайте «Лунный свет» К. Дебюсси»
-Почему солнце красное?
-Закат и восход красного Солнца с давних времён привлекал к себе внимание человечества, а потому люди всеми доступными им методами пытались объяснить, почему солнечный диск, будучи жёлтого цвета, на линии горизонта приобретает красноватый оттенок. Первой попыткой объяснить это явление, стали легенды, за ними появились народные приметы: люди были уверены, что закат и восход красного Солнца ничего доброго не сулит.
Например, они были убеждены, что если после восхода Солнца небо будет оставаться красного тона довольно долго, то день будет невыносимо жарким. Другая примета говорила о том, что если перед восходом Солнца небо на востоке будет красного цвета, а после восхода этот цвет сразу пропадёт – быть дождю. Также непогоду сулил и восход красного Солнца в случае, если после его появления на небосклоне оно сразу приобретало светло-жёлтый цвет.
-Как отличить закат от рассвета
-Когда восходит и заходит Солнце, наблюдается красивое оптическое явление – окрашивание неба и земной поверхности лучами в различные цвета. Причем визуально определить, где закатное небо, а где рассветное, можно по преобладающей гамме. Рассветные тона более нежные и холодные, с преобладанием розовых, лиловых, голубых оттенков. А на закате небо имеет насыщенные оттенки красного и желтого цвета, реже наблюдаются зеленоватые участки неба и освещенной земной поверхности.
-Каждый день сотни фотографов в разных уголках планеты запечатлевают великолепие восходящего и заходящего Солнца, создают кадры, от которых сложно оторвать глаз
Если бы наша планета не вращалась вокруг Солнца и была абсолютно плоской, небесное светило всегда находилось бы в зените и никуда не двигалось – не было бы ни заката, ни рассвета, ни жизни. К счастью, мы имеем возможность наблюдать за восходом и заходом Солнца – а потому жизнь на планете Земля продолжается.
-Закат солнца обладает воистину притягивающим волшебством. Его стремятся увидеть, запечатлеть на картинах, фотоснимках.
-И вот мне тоже удалось сделать снимки и видео, вместе попробуем насладиться необыкновенной красотой заходящего солнца.
А сейчас давайте посмотрим ролик "На закате"
Видео: https://www.youtube.com/embed/Ea_3GuBNiU8Итог:
- Что нового, интересного для вас было на занятии?
- О чем вы узнали?
Рефлексия: Смайлики.
Детям предлагаю смайлики желтого, красного и зеленого цвета. Выбрать нужный для и себя и нарисовать настроение смайлика
-Зеленый улыбается - занятие очень понравилось.
-Желтый грустный - не очень, непонятно.
-Красный злой – ничего не понравилось, трудно.