Ирина Шкодина
Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Шкодина И. Н., старший воспитатель
Содержание данной статьи представляет опыт работы по использованию внутренней системы оценки качества образования в дошкольном учреждении, как одного из условий профессионального развития педагогов. Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - деятельность по информационному обеспечению управления ДОО, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Публикация «Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ» размещена в разделах
Это обозначено в законодательных актах на уровне РФ (ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 5 статьи 95.2, приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547, Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию").
Определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте. Внутренняя система оценки качества образования в ДОО – главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности ДОО. Под внутренней системой оценки качества образования в ДОО понимается источник информации для получения оценки и анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ в области образования и создания условий для реализации Основной образовательной программы ДОУ, на основе которого принимаются управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений.
Ценностные ориентиры, характеризующие качество дошкольного образования, следующие:
• возможность удовлетворения потребности семьи и ребёнка в услугах дошкольных организаций;
• сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в детском саду;
• ориентированность дошкольной организации на сохранение здоровья ребёнка, необходимую коррекцию недостатков развития;
• направленность на достижение успешности ребёнка на следующей ступени образования;
• выбор образовательных программ и их научно-методическое сопровождение; рост профессионального мастерства педагогических кадров.
Формирование перечня показателей ВСОКО осуществляется на основе определенных правил и с учетом особенностей ОУ. Поэтому мы в своем учреждении разработали положение о внутренней системе оценки качества образования, где определили основные направления и объекты внутренней системы оценки качества образования.
Выбранные нами направления определяют критерии и показатели мониторинга:
- качество условий (в соответствии с ФГОС, а именно требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования материально-техническим условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде;
- качество процесса (профессиональное мастерство педагогов, удовлетворенность родителей как заказчиков образования, уровень эмоционально - психологического благополучия воспитанников, степень социально - психологической адаптации);
- качество результата (уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе, результаты коррекционной работы, участие воспитанников в конкурсах).
Основными принципами, обеспечивающими эффективность внутреннего мониторинга качества образования ДОУ, являются приоритет управления, целостность, оперативность, информационная открытость.
Для сбора обработки и накопления информации нами используются разнообразные методы, обеспечивающие её полноту, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность. ВСОКО является одним из условий профессионального развития педагогов.
В рамках данной системы нами ставятся следующие задачи:
• выявление трудностей при усвоении нового учебного материала;
• создание реального механизма управления образовательным процессом; • получение информации о сформированности способов развития личности ребенка;
• индивидуализация педагогом своей деятельности;
• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в образовательном процессе.
Анализ профессионального уровня педагогов включает в себя следующие методы сбора информации:
1. Анализ профессиональной готовности педагогов к работе в современном дошкольном учреждении;
2. Характеристика педагогической деятельности педагогов;
3. Рейтинг методической активности;
4. Карта наблюдений за деятельностью педагога (оперативный мониторинг);
5. Карта затруднений педагогов;
6. Анализ мотивационного компонента профессиональной деятельности.
Разносторонность направлений сбора информации позволяет выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития каждому педагогу, что положительно сказывается на качестве воспитательно- образовательного процесса в учреждении в целом.
Реализация внутренней системы оценки качества образования позволяет нам : - глубже переосмыслить цели и задачи дошкольного образования; -овладеть педагогами новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход; - выбрать программы, методические пособия; - расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Таким образом, ВСОКО способствует развитию профессиональных качеств, задаваемых профессиональным стандартом, таких как: умение планировать и реализовывать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС ДО; создавать психологически комфортную и безопасную среду, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания детском саду; выбор методов и приемов проведения педагогической диагностики, позволяющими оценить результаты освоения детьми образовательной программы.