Марина Витальевна Кислицына
Конспект внеурочного занятия «Юный химик «Эта удивительная сода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Эта удивительная сода»
Цель: обобщение известных и неизвестных фактов, о самом универсальном веществе – пищевой соде.
Задачи:
Познакомиться с историей открытия пищевой соды.
Изучить свойства пищевой соды.
Узнать о применении пищевой соды.
Оборудование и реактивы: колба, стакан – 2 шт., ложка, вилка, нож, бутылка пластиковая, шарики воздушные, червячки мармеладные, горлышко от пластиковой бутылки, пластилин, поднос, сода пищевая, уксусная кислота, растительное масло, аспирин щипучий, краситель пищевой, лимон, жидкое моющее средство, вода.
Публикация «Конспект внеурочного занятия „Юный химик „Эта удивительная сода“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы - Олеся Викторовна и я – Марина Витальевна будем проводить у вас открытое внеурочное занятие «Юный химик». Наш кабинет превратится в настоящую лабораторию, в которой вы будете – младшими научными сотрудниками.
В каждой лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому, традиционно начнём с Техники безопасности. (Слайдовая презентация)
Все мы в детстве читали немало сказок о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет, ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука вот истинная волшебница. А химия – это наука о веществах и превращениях.
Так как химия – это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на обычной домашней кухне много разных веществ.
Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию? СЛАЙД
Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.
Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.
Но не тут – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия. СЛАЙД
Например:
соль – это хлорид натрия;
пищевая сода – гидрокарбонат натрия;
уксус – уксусная кислота;
сахар – сахароза;
крахмал – полисахарид;
молоко – лактоза.
С П Л О Ш Н А Я Х И М И Я!
2. Первичные знания детей о соде.
- А о каком химическом веществе мы будем говорить на занятие, вы узнаете, отгадав загадку: СЛАЙД
«Купил 2 года назад, а до сих пор не кончилась»
- А что знаете вы о соде?
Подведё м итог:
- это белый порошок
- без цвета и запаха, вкус солоновато – мыльный
- хорошо растворима в воде
- при нагревании не горит и не меняет цвет.
Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение :
- при выпечке различных изделий
- в медицине для приготовления антибиотиков
- в производстве стекла
- лаков, красок
- для косметологических целей.
Пищевая сода избавляет от неприятных запахов (например, в холодильнике, шкафчике для обуви или в ведре для мусора). Также сода содержится во всех чистящих средствах например, Пемолюкс, Пемолюкс сода эффект.
При помощи этих средств можно легко очистить эмалированную посуду, изделия из нержавеющей стали, ванны, умывальники, кафельную плитку, канализационные стоки. Также сода может мгновенно погасить огонь, если возгорание произошло при готовке еды. СЛАЙД
И тема нашего занятия «Эта удивительная сода» СЛАЙД
Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем упаривания воды. СЛАЙД
Современные содовые озёра известны в Забайкалье и в Западной Сибири; большой известностью пользуется озеро Натрон в Танзании и озеро Серлс в Калифорнии.
В России из-за отсутствия крупных месторождений сода из минералов не добывается. СЛАЙД
В 1736 г французский химик Анри Луи Дюамель де Монсо впервые получил чистую соду из содовых озер. Ему удалось установить, что сода содержит химический элемент «Натр». СЛАЙД
В России первый содовый завод такого типа основал в Барнауле промышленник инженер Матвей Пранг в 1864 году. Его полное немецкое имя — Матиас Иоганн Теодор. СЛАЙД
3. Проведение экспериментов
Настало время провести ряд химических опытов в нашей лаборатории. Мы попробуем вам раскрыть всего лишь несколько секретов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…
Самое главное – соблюдать правила техники безопасности.
1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан»
Пищевая сода – это гидрокарбонат натрия NaHCO3.
Уксус – бесцветная жидкость с резко – кислым вкусом и ароматом. Он содержит уксусную кислоту.
При их смешивании происходит химическая реакция – выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта – смесь пузырится и начинает увеличиваться в объёме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.
Применение: Такое свойство соды и уксуса применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку – пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называют «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто и выпечка становится воздушной и пористой.
Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же надо выпекать, так как химическая реакция быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) – если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.
Мои действия:
1. Отрезала горлышко от пластиковой бутылки – это основа вулкана.
2. Снизу горлышка налепила пластиллин и поставила в поднос.
3. Насыпала внутрь бутылки 2 ст. л. соды и добавила красную пищевую краску для красоты вулкана.
4. Пока вулкан спит.
5. Налила сверху в горлышко бутылки уксус смешанный с небольшим количеством Фейри.
6. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой.
2. Опыт с содой и уксусом «Надуй шар»
Пищевая сода и сок лимона смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Мои действия :
1. Налила воду в бутылку и растворила 5ст. л. пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешала сок лимона с уксусом и вылила в бутылку.
3. Очень быстро надела шарик на горлышко. Наблюдала, как шарик надувался.
3. Опыт «Лава – лампа»
Жидкости разделяются слоями, т. к. имеют разную плотность – масло, как менее плотное будет сверху, краситель – снизу. Шипучая таблетка содержит лимонную кислоту и соду. Вещества таблетки, реагируют с водой и в результате химической реакции, выделяется углекислый газ, который подхватывая частицы красителя, стремится к верху. Далее газ благополучно покидает стакан, а частицы красителя возвращаются обратно вниз. И так далее.
Именно из - за этого постоянного круговорота жидкости получается интересная и очень красивая, эффектная лава.
Мои действия:
1. Наливаю воду в сосуд, примерно на 2/3 объёма.
2. В сосуде с водой разбавляю красный пищевой краситель.
3. Оставшуюся часть сосуда заполняю растительным маслом. Немного жду, пока через некоторое время слои жидкостей разделятся, т. е. между ними будет видна чёткая граница.
4. Бросаю в ёмкость шипучую таблетку. После этого наблюдаю красивейший эффект лавы.
Опыт №3 «Танцующие червячки»
Для опыта нам понадобились: мармеладные червячки, пищевая сода, уксус, разделочная доска, нож, два чистых стакана.
На червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх. Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода. Для лучшего эффекта использовать за раз стоит около 4 червячков, чтобы они могли свободно «танцевать» в стакане.
Мои действия:
1. Мы разрезали каждого червячка на 4 части (нож лучше предварительно слегка смочить водой, чтобы мармелад не так сильно прилипал).
2. Развели в теплой воде 3 столовых ложки пищевой соды.
3. Потом опустили наших мини-червячков в раствор с содой и ждали 15 минут.
4. Затем достали их вилкой по одному и переложили в стакан с уксусом. Они сразу начали «обрастать» пузырьками и, танцуя, «рваться» к поверхности.
4. Подведение итога занятия
На этом наше с вами путешествие в тайны химии заканчивается. Будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать…
У природы миллионы тайн,
даже человек ее творенье.
Чтобы все загадки разгадать
требуются знанья и терпенье.
Ничего, что вы еще малы,
и порою тяжело учиться,
только любознательным, друзья,
могут тайны эти приоткрыться…
5. Рефлексия
Итак, мы приоткрыли заве су над удивительными тайнами замечательной науки-химии.
Нам хотелось бы узнать, сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным или скучным и ненужным? У вас на парте лежат стикеры, на которых, вы можете записать своё впечатление о занятие и прикрепите к плакатам.
Верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес. СЛАЙД